Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) 27.04.2024
В Общественной палате Республики Коми прошла встреча руководителя Службы РК стройжилтехнадзора Ольги Микушевой с общественниками в формате «Час с министром» *. Руководитель ведомства рассказала о направлениях деятельности Службы и о значимых итогах работы в 2023 году, в том числе об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
Ольга Микушева подчеркнула, что основной задачей Службы в рамках данной деятельности является защита прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно:
- предупреждение, выявление, пресечение нарушений требований жилищного законодательства;
- предотвращение ущерба правам и законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением управления многоквартирными домами.
Субъектами контроля являются:
- управляющие организации;
- ТСЖ, ЖСК;
- региональный оператор по обращению с ТКО;
- региональный оператор по капитальному ремонту;
- органы местного самоуправления.
Ольга Михайловна напомнила, что с марта 2022 года действуют особые условия организации и осуществления государственного контроля (надзора), установленные постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336. Моратория на проверки в отношении жилищного надзора и лицензионного контроля нет. При этом есть ряд условий, при которых Служба выходит на проверку:
1) гражданин обратился за защитой именно своих прав – жалобы в интересах иных лиц (при отсутствии доверенности на представление его интересов) не могут стать основанием для контрольно-надзорных мероприятий;
2) обращение поступило способом, позволяющим достоверно установить личность обратившегося. К таким способам относятся:
- личное обращение с паспортом в Службу или Госжилинспекцию;
- через ГИС ЖКХ;
- через филиалы МФЦ.
По обращениям, направленным иными способами, Служба не проводит проверки. Для сравнения, ранее мы могли инициировать контрольно-надзорные мероприятия по обращениям депутатов, общественников, родных «пострадавшего». С марта 2022 Служба не вправе проводить КНМ по таким обращениям. Также не могут стать основанием для проверки публикации в СМИ и социальных сетях. В таких ситуациях мы даем разъяснения законодательства и рассказываем, каким способом нужно направить обращение, чтобы мы смогли принять меры.
В 2023 году в Службу поступило порядка 12,5 тысяч обращений. Проведено свыше 2200 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено более 5,5 тысяч нарушений.
В целях защиты прав граждан и устранения выявленных нарушений должностными лицами Службы в 2023 году приняты следующие меры:
- выдано 427 предписаний;
- подготовлено и подано в суд 68 исковых заявлений в интересах граждан;
- вынесено 149 постановлений о привлечении к административной ответственности;
- объявлено 2270 предостережений.
Ольга Микушева выделила несколько примеров значимых результатов деятельности Службы в части защиты прав граждан в сфере ЖКХ. Так, Служба пресекла массовое нарушение прав собственников помещений в многоквартирных домах Ухты при смене управляющих организаций. В Усинске удалось защитить права граждан при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению. По многочисленным обращениям граждан с жалобами на высокие начисления платы за отопление мы провели масштабная проверку, по результатам которой жителям 17 домов произведен перерасчет платы за отопление. В 11 многоквартирных домах произведен перерасчет в сторону уменьшения.
Также основания для перерасчета выявлены в Усогорске. По итогам проверки, жителям Усогорска будет произведен перерасчет платы за некачественное водоснабжение за период с сентября 2019 по июль 2022 года. Общая сумма перерасчета составит порядка 26,5 млн рублей. Кроме того, в декабре 2023 года проведена проверка за период с августа 2022 по ноябрь 2023 года, по результатам которой в адрес исполнителя коммунальной услуги по водоснабжению выдано предписание с требованием произвести перерасчет платы.
Жители свыше 1000 домов блокированной застройки, расположенных на территории республики, освобождены от оплаты электроэнергии на содержание общего имущества. Эта работа продолжается по мере выявления новых фактов неправомерных начислений.
Руководитель Службы отметила, что количество обращений граждан в адрес Службы остается на достаточно высоком уровне и постоянно растет. «Мы не считаем, что такая ситуация свидетельствует об ухудшении качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и о росте числа фактов нарушений прав граждан, поскольку нарушения выявляются далеко не по всем поступившим обращениям. Так за 2023 год по 12,5 тысяч обращениям было выявлено порядка 5,5 тысяч нарушений», - пояснила Ольга Михайловна. По мнению Службы, причины роста числа обращений в следующем.
Во-первых, возможности обращения в Службу становятся все более доступными. Раньше направить жалобу можно было только по почте или при личном посещении Госжилинспекции или Службы. Сейчас обращение можно направить, не выходя из дома, через портал ГИС ЖКХ. А с прошлого года заработало приложение Дом Госуслуги, в котором можно без труда за несколько минут направить заявку в свою УК, и если жителя не устроило то, как управляющая компания отработала эту заявку, то он может тут же отправить жалобу к нам в Службу. Во-вторых, мы проводим постоянную профилактическую и информационно-разъяснительную работу, благодаря которой граждане узнают о своих правах и о том, куда им нужно обращаться за защитой прав. Таким образом, с одной стороны, у нас постоянно увеличивается объем работы, с другой стороны, мы видим, как растет правовая грамотность жителей республики и укрепляется ответственность за содержание общего имущества. И это приводит к тому, что управляющие и ресурсоснабжающие организации проявляют более ответственный подход к своим обязанностям.
Служба продолжает деятельность, направленную на защиту и восстановление законных интересов граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг.
*Встречи в формате «Час с министром» проводятся по инициативе Общественной палаты Республики Коми. Все желающие могут принять онлайн-участие через прямую трансляцию встречи в группе Общественной палаты РК в социальной сети «ВКонтакте».