21. Директор средней школы Каджерома Юлия Нацмер о нагрузке на учеников: «Наша задача — дать адекватное по объему и сложности задание»
30.09.2025
Эксперты разъясняют ключевые изменения в школьном образовании, вступившие в силу с 1 сентября 2025 года. Повсеместно внедряемые нормы касаются распределения учебной нагрузки, объема домашних заданий, времени на их выполнение и критериев оценки поведения школьников.
Время на домашнюю работу: кто следит за секундомером? Вопрос точного измерения времени, которое ребенок тратит на выполнение домашних заданий, оказался ключевым. Эксперт Оксана Адамовская предложила регулировать не только объемы заданий, но и отслеживать реальные временные затраты школьников на их выполнение. Предполагается, что в ближайшем будущем появятся решения, которые помогут педагогам точнее рассчитывать количество заданий.
Новинка: оценки за поведение. В России вводится эксперимент по оценке поведения школьников. Это должно повлиять на формирование дисциплины и этики общения. Критерии оценки включают дисциплинированность, социальную активность и законопослушность. Пока эксперименты проходят в восьми регионах, и мнения педагогов и родителей разделились: одни считают идею справедливой, другие боятся субъективности оценок.
Как изменится учебный день? Определены ограничения на количество учебных часов и продолжительность уроков. Ранее исследования показали, что перегрузка связана скорее не с количеством уроков, а с дополнительными занятиями и кружками, которые посещают дети после школы. Специалисты советуют планировать учебный день так, чтобы равномерно распределять нагрузку и избегать чрезмерного напряжения.
Какие реформы грядут для учителей? Документ Минпросвещения регулирует объем отчетной документации преподавателей. Важно отметить, что директивы ограничивают максимальную нагрузку педагогов, снижают бюрократическую составляющую и вводят механизмы автоматизации отчётности. Это поможет снизить стресс и выгорание учителей, сделав их работу более эффективной.
Зачем единообразие образовательных программ? Один из ключевых принципов реформ — создание единого образовательного пространства. Хотя единые стандарты вызывают тревогу у некоторых родителей и педагогов, эксперты подчеркивают, что такая практика облегчит переход школьников из одной школы в другую и сделает образование доступным и качественным для всех россиян.
Эти изменения призваны облегчить жизнь школьников и педагогов, минимизировав лишнюю нагрузку и сосредоточив внимание на содержании и качестве образования.
Мы поинтересовались мнения о нововведениях у экспертов, на что они предоставили следующую точку зрения: «Что касается домашнего задания - это благая инициатива, но ее исполнение ляжет на плечи родителей. Учитель физически не может проконтролировать, сколько времени каждый из 30+ учеников потратил на задание. Наша задача — дать адекватное по объему и сложности задание. Оценка за поведение — вещь крайне субъективная. Главный риск — это превращение оценки в инструмент давления, а не воспитания. Вместо диалога и работы над причиной проступка можно просто “нарисовать двойку”. Воспитание — это не про баллы, а про отношения и личный пример», — считает директор средней школы Каджерома Юлия Нацмер.
