Всего обработано новостей: 215212
Обработано новостей за 72 часа: 170

Человекоцентрированная (антропо-этно-экологическая) парадигма государственной арктической политики: пролегомены к проектированию концепции»

05.12.2025 18+


Как известно, 9–10 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге состоится юбилейный XV Международный форум Арктика: настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова.

В работе арктического форума примет представительная делегация республики с участием Главы республики Р.Э. Гольштейна  обладающего  системным  видением развития Арктики, интегрирования Республики Коми в федеральную Арктическую программу, развития арктических территорий республики, превращения региона в центр социального и экономического развития Севера России.

    В порядке экспертного обсуждения мы предлагаем экспертам и общественности республики ряд идей к проектированию  концепции антропо-этно- экологической (человекоцентированной, гуманистической, гуманитарной) парадигмы  государственной арктической политики как одного из возможных путей решений резолюции форума, компонента стратегии государственной арктической политики.    

    Цель настоящего экспертного материала  –  экспликация общего контура проектируемой автором междисциплинарной, интегральной и интегративной гуманитарной («антропо-этно- экологической) парадигмы государственной  арктической политики.

   Каузальный комплекс проектирования и практической реализации гуманистической парадигмы государственной арктической политики в имеет многомерные основания. Учитывая формат экспертного материала, обозначим ряд из них.

Во-первых, актуальность научного обоснования данной парадигмы детерминируется тем, что как справедливо отмечают известные российские ученые – североведы А. Дрегало и В. Ульяновский  «в последние годы экономико-центрическое направление в определении перспектив освоения и развития северных территорий преобладает над гуманистическим».

Во-вторых, научное обоснование парадигмы является актуальной  теоретической основой проектирования и реализации современной антропо –этно- экологической (человеко-ориентированной) политики государства и корпоративной политики ресурсного промышленного бизнеса в сфере инновационного, постиндустриального освоения Арктики, одной из научных  оснований реализации решений VI Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», гуманистической политической установки Президента России  - «повысить качество жизни людей в Арктике, создать современные условия для учёбы и работы, для отдыха и для воспитания детей в этом суровом регионе».

     Данная парадигма должна быть одной из множества других «программопорождающих» методологических оснований для новой гуманистически ориентированной политики устойчивого развития Севера и освоения Арктики, реализация которой может способствовать демпфированию современного антропологического предкризиса, антропологическому (социогуманитарному) преображению северных и освоению арктических территорий.

   Обозначим основные приоритеты, принципы, «императивы - основоположения» стратегии политики гуманистически ориентированного преображения Арктики на этапе постиндустриальной трансформации. 

 

                                              Приоритеты: 

  • приоритет целей человеко-ориентированного, гуманитарного и социального развития арктических территорий и интересов населения Севера и Арктики (циркумполярной цивилизации); 
  • приоритет долгосрочных целей  комплексного устойчивого развития северных территорий и освоения Арктики над тактическими, текущими целями добывающих кампаний;
  • приоритет комплексного обновления, благоустройства городов и посёлков, повышение качества жизни населения Арктических территорий  (Р.Э. Гольдштейн)
  • приоритет всеобщей пользы при промышленном освоении арктических территорий над утилитарной прибылью бизнеса;
  • приоритет возвышения нематериальных ценностей: креативности, творчества, мобильности, качества жизни, чистой природы, комфортизации жизни, ценностей культурного разнообразия самобытности, саморазвития местных северных сообществ, в том числе, на основе «Декларации ду­ховных ценностей народов Севера и Арктики»  (в  ее основе Якутская декларация) и др.

 

                                   

                                                        Принципы концепции:

  • антропоэкоцентризма – «единства двух начал – «природосбережения и человекосбережения»;
  • этноэкологического гуманизма и этноэкологического равновесия;
  • «экологозависимости» экономики (принцип «сначала экономика и потом экология» исчерпал себя (О.Н. Яницкий);
  • «единства природного и этнокультурного многообразия» (А.П. Гудыма);
  • «презумпции экологической безопасности планируемой хозяйственной деятельности (Василенко В.Н.);
  •  сбалансированности изменений как основы устойчивого развития;    
  • дифференцированного подхода к проектированию и осуществлению  арктической политики, в том числе, политики промышленного освоения, учета разнообразия «северов», их уникального многообразия (в том числе, многообразия и особенностей национальных укладов жизни, ментальностей северных народов);
  • Мультикультурности – важнейшая характе­ристика и величайшее достижение Арктики, она должна стать отправной точкой для построения и осуществления грамотной политики развития его как стратегически важного района (Ю.Попков);
  • баланса между хозяйственной активностью и ассимиляционной  способностью экосистемы;
  • сочетания (единства) объектно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов к проектированию и реализации комплексных программ устойчивого развития территорий освоения, в том числе и коренных малочисленных народов Севера. Подхода, основанного на активизации их внутреннего потенциала;
  • упреждения (предосторожности) – упреждающих (опережающих) действий по предупреждению экологической катастрофы; биосферосовместимости отношений к природе; экологической справедливости;
  • синхронизации осуществления антропосоциальных, экологических,  промышленных, технологических проектов.

      В систему базисных оснований концептосферы гуманистической парадигмы арктической политики должны быть включены следующие императивные методологические  основоположения:

  •  «человеческое, социальное измерение постиндустриальной трансформации северной периферии закономерно выдвигается на первый план»
  • «необходимо разработать социогуманитарный арктический кластер, объединяющий бизнес, науку, образование и культуру. Арктический кластер должен быть нацелен на поиск инновационных путей развития арктических территорий, раскрытие их рекреационного потенциала, развитие альтернативных отраслей экономики»
  • «Стратегическое планирование в Арктике может и должно строиться на основе гуманистической модели в силу особой ценности человеческой жизни в суровых северных условиях. Важно исходить из того, что главная ценность в Арктике – это люди. Накопление человеческого капитала становится парадигмой использования стратегических ресурсов для освоения арктического пространства в любой из сфер жизнедеятельности»
  • «Социогуманитарное и экологическое измерение Арктики начинается с изменения парадигмы мышления, внедрения арктической парадигмы в сознание креатив-класса, созидающего будущее данного региона».
  •  «Из объекта управления коренные малочисленные народы должны превратиться в субъекта управления своей жизнью, своим будущим… Необходима разработка дифференцированой, этноориентирован­ной доктрины устойчивого развития народов Севера, которая должна пре­дусматривать подконцепции и программы устойчивого развития каждого отдельного народа – эвенков, ненцев, селькупов, долган и других народов»
  • «Высшей ценностью, на которую ориентируется разработка арктической политики, является, как максимум, гармоническое развитие Арктики как компонента становящейся ноосферы (планетарного единства природы и человека) и, как минимум, выживание Арктики как своеобразного социально-природного феномена. В рамках гармонического развития Арктики необходимо обеспечить как реализацию внутренних, сущностных тенденций личности, каждого народа, независимо от его численности, общества в целом и природной среды, так и согласованность их совместного существования и развития. При реализации этих ценностей предлагается исходить из следующих основных принципов: - примат гуманитарных и экологических интересов над техникоэкономическими, последние выступают средствами и факторами реализации первых, а не наоборот, как это пока имеет место».
  • «Главная идея Декларации о гармоническом развитии Арктики, как компонента становящейся ноосферы (планетарного единства природы и человека), реализуема лишь в том случае, если новое гуманитарное мышление станет императивом человечества".

 

  • «Освоение Арктики  должно проводиться с опорой на новые социальные технологии, важнейшим измерением которых, является антропологическое»  и комплекс других теоретических оснований.

 

В комплекс основоположений для проектирования гуманитарной парадигмы  арктической политики должны быть включены стратегические, человекоцентрированные политико - управленческие установки – позиции Президента РФ В.В.Путина:

  • «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России»;
  • "Ключевая, интегральная цель наших планов – повысить качество жизни людей в Арктике, создать современные условия для учёбы и работы, для отдыха и для воспитания детей в этом суровом регионе, у которого удивительной силы притяжение. Не раз разговаривал с людьми, и сами северяне – и те, кто родился здесь, и те, кто приехал, – говорят о том, что Север притягивает, люди "прилипают" душой к этим широтам, к этой земле».
  • «Работа по проблемам Крайнего Севера, по освоению Северного морского пути, работа в Арктике вообще представляет особое не только народно-хозяйственное, но и гуманитарное значение»;
  • Наша цель — обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное к этому отношение со стороны государства. При этом данные задачи нельзя рассматривать в отрыве от вопросов сохранения и о разнообразия и хрупких арктических экосистем».
  • «В рамках нашей внутренней политики экология была и, безусловно, останется одной из важнейших составляющих всей нашей работы. Мы должны будущим поколениям оставить процветающую в смысле экологии страну»;
  • «Ключевым принципом развития Арктики должно стать природосбережение, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды»;
  • «Самые большие богатства на Севере — это даже не нефть и газ, а многообразие культур народов Севера»;
  • «Необходимо последовательно улучшать городскую среду, благоустраивать населённые пункты Крайнего Севера, в целом повышать качество жизни людей, чтобы у них была интересная, хорошо оплачиваемая работа, современные системы образования и здравоохранения, чтобы жить в Арктике было по-настоящему комфортно и привлекательно».

 

   В самом первом приближении гуманистическая (антропо -экологическая)  парадигма  политики цивилизационного, сбалансированного освоения Арктики номинируется автором, как сложнокомпонентная, междисциплинарная, интегральная, интегративная, нормативная, рамочная теоретическая конструкция, формулирующая гуманистические, антропо-этно-экологические приоритеты, принципы, цели, направления и формы деятельности политики субъектов «обживания – преображения» арктических  территорий основанная на междисциплинарном синтезе относительно самостоятельных, но, при этом когерентных, непротиворечивых, взаимосвязанных гуманитарных и естественно-научных отраслей, в том числе, северологии (североведение, северное регионоведение, философия Севера, арктическая философия,  этика Севера, северная медицина и др.), а также, этноэкологии, экологии человека (антропоэкологии, экологической антропологии), сакральной и гуманитарной географии, экофилософии, экотеологии, экопсихологии, социальной экологии, экологической этики, экогуманизме), «естественном гуманизме», циркумполярной аксиологии, этике устойчивого развития, экоантропоцентризме, «антропополитике» (В.М.Теребихин), биополитике, этнополитике, этнокультурологии, гуманитарной экологии, инвайроментальной этно-экологии и этике, биогеофилософии, теории и практике антрополаншафтирования, и гуманитарной географии, социоэкосистемной, нравственной экономике, и  других отраслях, видах и направлениях наук, теорий, концепций, методологических основоположений, представленных в работах отечественных и зарубежных научных центров и исследователей, правовых норм отраженных в  российских и международных законодательных актах и др.

   В расширенном, (развернутом) изложении гуманистическая (антро-экологическая политика) – это научно обоснованная, скоординированная система деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, (в том числе, и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера), корпораций, участвующих в освоения Арктики по созданию условий обеспечивающих устойчивое, сбалансированное, гармоничное  антропо-этно-экологическое развитие и преображение территорий, «месторазвития» промышленного освоения, повышение качества жизни, сбережение населения, развитие и повышение «качества качеств» человеческого потенциала, гармонизации взаимодействия этносов с природной и социальной средой в интересах настоящих и будущих поколений, в соответствии с международными и российскими нормативными актами (законодательством) на основе принципов современного социогуманизма, экологического гуманизма, оптимизации и гармонизации антропоэкологического и этно-экологического взаимодействия,  (как компонента антропо-натур-социо-эко-этносистемы), этно-экологического оптимума, эколого-хозяйственной устойчивости, баланса этноландшафтного, этнокультурного, этнопсихологического, этнодемографического, этногенетического равновесия, учета этно-экологической обусловленности жизнедеятельности населения Севера, (в том числе коренных малочисленных народов северной и циркумполярной цивилизации), единства природного и этнокультурного разнообразия и использования (применения) инновационных (современных) гуманитарных, этно-экологических, политических, социальных, организационно-управленческих технологий, в том числе, применения объектно и субъектно - ориентированных подходов к  разработке программ комплексного развития территорий освоения и коренных малочисленных народов Севера, технологий «корпоративной социальной ответственности», использования технологий, обеспечивающих переход от политики патернализма и пассивной адаптации к проактивной и инновационной стратегии адаптации, политике активного сотрудничества с местным (пришлым и старожильским) населением в решении проблем преображения территорий промышленного освоения, в том числе, путем создания системы тринитарной связи: самоуправление, соуправление – управление (например, муниципальные или (и) корпоративные этно-экологические советы, различные формы территориального общественного самоуправления и другие традиционные и инновационные формы практического участия населения в разработке и осуществлении политики промышленного освоения, обеспечения прав на участие коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания, осуществления антропо-этно-экологического мониторинга с использованием этно-экологической (антропоэтнокультурной, гуманитарной) экспертизы, изменения мировоззренческого подхода к освоению ресурсного потенциала, повышению антропо-этно-экологической культуры управленческих кадров,  персонала промышленных корпораций и всего населения и др.

   Предложенный в данном материале для экспертного обсуждения  первоначальный вариант концептуализации парадигмы антропо-этно-экологической политики постиндустриального освоения Арктики обеспечивающей создание условия для «гуманизации и этноэкологизации» северной и арктической политики, имеет статус незавершенности, форму  первоначального  осмысления и нуждается в дальнейшей научной, экспертной, общественной  рефлексии этой актуальной проблемы.

 

          Владимир Теребихин – эксперт ОПРК, кандидат философских наук, государственный советник РК 2 класса.

12