«Это в Коми!»: как появились мозаики на домах в Сыктывкаре
БНК 24.09.2025
Здания на главной улице города возводили в 1960-е. Тогда же для украшения торцов домов привлекли к работе двух художников республики. Они создали шесть больших композиций, посвященных разным отраслям регионам.
Вдоль Коммунистической улицы в Сыктывкаре активно начали возводить панельки в 1960-е. К их украшению тогда задействовали художников Рема Ермолина и Станислава Торлопова. Правда, информация об этом стала известна лишь в 2022 году благодаря исследованиям искусствоведа Надежды Беляевой.
Рема Ермолина называют основоположником школы живописи Коми, который своим творчеством определил направление ее развития на многие годы вперед. Он закончил Ленинградскую академию художеств. После Ермолин ворвался в сообщество художников республики. Среди его самых известных работ — «Серебро Печоры», «Зельдь идет», «На усть-цилемской свадьбе», «В Усть-Цильме фестиваль», «В Усть-Цильме. Клава Булыгина».
Станислав Торлопов же неоднократно предпринимал поездки по Европейскому Северу с изыскательскими партиями геологов, изучал жизнь природы Полярного и Приполярного Урала, Арктики, Большеземельской тундры. Был восхищен сильными характерами первопроходцев, с кочевой жизнью которых тематически связаны такие его произведения, как «Ветер дальних дорог», «Буровая в пути», «В истоках Ниедзь-Ю», «Уса. Ветреный день», «Суровый Вангыр», «Арктическое лето».
Неоднократно Торлопов представлял изобразительное искусство Коми в составе выставок советского искусства за рубежом. В результате его поездок во Вьетнам (1975-1976 гг.) был создан цикл разножанровых работ и ряд статей-репортажей, составивших его «Вьетнамский дневник».
На торцах домов художники в итоге изобразили шесть композиций, посвященных развивающимся отраслям республики: лесозаготовкам, сельскому хозяйству, транспорту, строительству, шахтерскому делу и нефтедобычи.
При этом, замечала Надежда Беляева, совместно они придумали лишь изображение шахтера. Работы про строительство, сельское хозяйство и лесную промышленность создавал Торлопов, а про нефтяные промыслы и транспорт — Ермолин.
Мозаики изготовляли на домостроительном комбинате, где отливали панели домов. Сначала художник придуманный рисунок переносил на полноразмерный картонный макет. После его делили по блокам, выкладывали на панели, которые после выливались. Сами панели с фрагментами изображения собирали уже при возведении здания.
