Всего обработано новостей: 207768
Обработано новостей за 72 часа: 331

Исполнительный директор «Тайга Групп» Тигран Саакян: «Мы с большим уважением относимся к тому наследию, которое нам досталось»

БНК 02.10.2025


В этом году три крупнейших производителя — один из лидеров бумажной отрасли АО «СЛПК», ведущий игрок на рынке санитарно-гигиенических изделий ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» и основной производитель пиломатериалов в Коми ООО «СевЛесПил» — объединились под единым брендом «Тайга», образуя мощный интегрированный холдинг. В интервью БНК исполнительный директор ООО «Тайга Групп» Тигран Саакян рассказал о главной ценности приобретенных активов и планах по замене продуктовой линейки, об уходе Клауса Пеллера с поста генерального директора СЛПК, о синергии и уникальной особенности жителей Коми.

Исполнительный директор «Тайга Групп» Тигран Саакян: «Мы с большим уважением относимся к тому наследию, которое нам досталось»
Фото Андрея Монина

— Как смена собственника АО «Сыктывкарский ЛПК», топ-менеджмента и последующий ребрендинг отразились на предприятии: производственных показателях, системе управления, кадровой политике, взаимоотношениях с государственными структурами, инвестициях и долгосрочных планах развития?

— Смена собственника предприятия привела к некоторым изменениям в текущей работе – некоторые подходы были обновлены с учётом новых реалий, в том числе связанных с санкционными ограничениями и необходимой адаптацией к ним. Вместе с тем неизменными остались базовые ценности предприятия – эффективность, безопасность, люди, фокус на клиента и другие. В 2025 году была подготовлена долгосрочная программа развития предприятия, предполагающая модернизацию производственных мощностей БДМ для производства более высокотехнологичной продукции с большей добавленной стоимостью.

С точки зрения продуктового портфеля и производственных показателей, после изменений 2022 года компании пришлось переориентироваться на удовлетворение в большей степени внутреннего рынка, с чем команда предприятия успешно справилась.

Мы стали плотнее работать с органами государственной власти – если при предыдущем собственнике взаимодействие ограничивалось соглашением о социальном партнёрстве, то сейчас мы стремимся играть важную роль в общественной жизни города и республики.

— Какие цели перед вами ставит владелец? С чем вообще связано приобретение по сути непрофильных активов? Во сколько обошлась покупка трех предприятий? Что самое ценное в активах нового лесопромышленного гиганта?

— Цель – построить самую эффективную промышленную группу в российском лесопромышленном комплексе. Я бы не сказал, что это полностью непрофильный актив – это новое направление деятельности наших акционеров, которые думают о лесопромышленной отрасли в долгосрочном ключе.

LC0B0017.jpg

Не буду раскрывать детали сделок по приобретению активов, но отвечу на вопрос про самое ценное в наших активах – без сомнения, это наши люди. Мы гордимся нашими сотрудниками, ценим их компетенции и стремимся создать для них комфортные и безопасные условия труда на предприятиях группы.

— В конце 2024 года СЛПК вернул контроль над «Сыктывкар Тиссью Груп». Участники рынка уже тогда говорили, что сделка выгодна для обеих сторон с учетом перспектив синергии: производитель санитарно-гигиенических изделий получил доступ к сырью, а ЛПК — завод с перспективными рынками сбыта. Прошло больше полугода. Можно ли сейчас сказать, что сделка действительно была выгодной? К чему это привело? Возникла ли та самая синергия? Как изменилась система управления, и что в бизнес-процессах потребовалось перестроить?

— Приобретение СТГ изначально рассматривалось с позиции синергий по сырью и по рынкам. Для СЛПК это возможность увеличить объёмы варки целлюлозы для передачи её жидким потоком в адрес СТГ для производства санитарно-гигиенической продукции. Мы в полной мере удовлетворены результатами сделки: реализован ряд синергий в разных направлениях – производство, логистика, продажи, закупки. Активы взаимодействуют друг с другом на рыночных принципах, при этом возникающие спорные вопросы решаются на уровне управляющей компании «Тайга Групп».

— В контур Группы компаний лесной отрасли «Тайга» входят два известных предприятия — АО «СЛПК» и ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп». Недавно вы представили «укрупненный» бренд головной компании. Какие дальнейшие действия? Корпоративные бренды предприятий будут также поддерживаться и продвигаться или постепенно угасать? Что будет с продуктовыми брендами? Они останутся или их ждет трансформация под какую-нибудь единую линейку?

— На недавней выставке RosUpack мы представили новый общий бренд группы – «Тайга». Мы не планируем менять названия самих предприятий, входящих в группу компаний, но постепенно будем переводить всех на единые корпоративные цвета, в коммуникации будем меньше внимания уделять отдельным брендам каждого из наших предприятий.

Мы не планируем и менять продуктовые линейки и переводить их на единый бренд. Торговые марки «Снегурочка» и Veiro уже оценены по достоинству и завоевали доверие у потребителей, и мы не хотели бы от этого отказываться. Мы с большим уважением относимся к тому наследию, которое нам досталось, но при этом делаем уверенные шаги в направлении его дальнейшего развития и усиления.

— «Тайга Групп» объединяет три крупных предприятия: СЛПК, «Сыктывкар Тиссью Груп», «СевЛесПил». Планируется ли налаживание плотного взаимодействия между ними и выпуск совместно созданной продукции? Какие приоритеты для каждого предприятия будут установлены?

— Наши предприятия, хотя и работают в одной отрасли, существенно отличаются по профилю производимой продукции, поэтому мы пока не планируем выпуск именно совместной продукции. Сейчас и в будущем мы настроены на синергии между предприятиями. Прежде всего, по сырью: жидкий поток целлюлозы между СЛПК и СТГ, обмен пиловочником и балансами между «СевЛесПилом» и СЛПК.

Для нас важно, что каждое предприятие остаётся независимым, со своим генеральным директором, имеющим полномочия для принятия операционных решений. Общие стратегические направления развития каждого из предприятий будут определяться в тесном взаимодействии с менеджментом группы «Тайга».

— В 2024 году СЛПК наладил выпуск потребительского картона. Какую новую продукцию от комбината ожидать в этом году?

— В 2025 году СЛПК уже выпустил на широкий рынок новый продукт – белёную крафт-бумагу в двух исполнениях (каландрированная и пухлая). В кратчайшие сроки технологическая команда предприятия подобрала режимы работы варочных котлов и БДМ, а также обеспечила реализацию необходимых технических мероприятий для запуска производства этого продукта.

Уже сейчас мы производим по 2,5-3 тысячи тонн этой бумаги в месяц. Существенная часть этого объёма сейчас дополняет портфель наших экспортных поставок на рынки Китая и Турции.

— В Коми «Тайга Групп» планирует запустить производство флафф-целлюлозы. Сколько рабочих мест вы создадите? Какой вклад в экономику региона внесет этот завод?

— Это будет совершенно новое производство для России – производство материала, являющегося сырьём для подгузников, предметов гигиены и других товаров, для которых необходимы высокие впитывающие свойства. Мы планируем, что после запуска линии будет создано более 100 дополнительных рабочих мест. С точки зрения экономики региона, строительство этой линии позволит повысить финансовые результаты группы, что увеличит объём налоговых отчислений в региональный бюджет и пойдёт на пользу республике.

— Генеральный директор АО «СЛПК» Клаус Пеллер принял решение об уходе со своего поста с 5 марта 2025 года, а работал он с 2011 года. За время руководства Клауса Пеллера на предприятии были реализованы масштабные инвестиционные проекты, нацеленные на модернизацию и рост производственных мощностей, включая модернизацию очистных сооружений и ТЭЦ, вышло на высокий уровень эффективности лесообеспечение комбината. Почему не сохранили такого опытного управленца?

— Мы как группа и я лично очень благодарны Клаусу за его многолетний добросовестный труд на благо комбината и республики! Работать с ним было привилегией, возможностью обучения и профессионального роста для целых поколений сотрудников предприятия. С его уходом началась новая страница в истории комбината, которая, я уверен, будет полна новых побед, успешно реализованных проектов и взаимовыгодных партнёрств.

— В России наблюдается дефицит кадров, причем по всем категориям работников. Как с этим вызовом справляются в компании? Какие стандарты и требования остаются незыблемыми, а какие подстраиваются под современные реалии? Какие сотрудники сейчас нужны группе компаний?

— Не могу сказать, что у нас есть какой-то один механизм или один ответ, который помогает нам справиться с этим вызовом – это комплексная работа руководителей производственного блока и команды HR. Да, у нас есть позиции и участки, которые пока укомплектованы не полностью. От себя хочу выразить огромную благодарность и признание нашим сотрудникам, готовым на время нехватки персонала взять на себя дополнительную ответственность, как говорится, «за себя и за того парня». Но для нас эта ситуация не является нормальной, и руководство предприятий и группы в целом уделяет большое внимание вопросу укомплектованности персонала.

Вы спросили про стандарты. Самый главный стандарт, который был и всегда будет незыблем, касается безопасности на производстве. Это вопрос, где мы не готовы идти ни на какие компромиссы – руководство предприятия должно обеспечить безопасную среду для работы, а сотрудники – неукоснительно соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности.

Какие сотрудники нам нужны? Ответ простой – небезразличные. Нам нужны люди, которым не всё равно. Которые хотят развиваться сами и помогать развиваться нашим производствам. Которые хотят улучшать уровень сервиса для клиентов и поставлять им продукцию самого высокого качества. Которые хотят гордиться результатами своего труда и помогать продвигать через эти результаты имидж республики в России и в мире.

LC0B0054.jpg

— Какой у вас опыт работы? Из открытых источников известно немного: работали в железнодорожной отрасли, в нефтегазовом секторе, в консалтинге. Какие знания и опыт помогают вам сейчас вести компанию к результату?

— У меня достаточно разноплановый опыт. На заре своей карьеры я действительно поработал и в железнодорожной, и в нефтегазовой отрасли, после чего надолго ушёл в консалтинговую стезю. При этом забавно, что мой первый консалтинговый проект был как раз в Сыктывкаре – на нашем головном предприятии. Тогда мы занимались повышением эффективности лесозаготовок для подготовки к проекту «СТЕП».

В рамках своего консалтингового опыта я поработал с большим количеством крупных производственных компаний России и мира в разных отраслях и сейчас, выстраивая группу «Тайга», часто сравниваю наши подходы с подходами, применявшимися в этих компаниях, чтобы правильно выбрать направление дальнейшего развития.

Один из ключевых принципов, который я регулярно повторяю коллегам на рабочих совещаниях – мы принимаем решения не на основании мнений или ощущений, а на основании цифр и фактов, конкретных результатов анализа и выявленных взаимозависимостей.

— Вы говорили, что каждый проект — новый интересный вызов, который вы с радостью принимаете. С какими вызовами вы лично сталкиваетесь сейчас?

— Я люблю погружаться в интересные и сложные задачи, с которыми мы сталкиваемся, и совместно с коллегами вырабатывать решения. Такие задачи поддерживают интерес к тому, что я делаю. Если говорить о том, какие вызовы стоят перед нами сейчас, то я бы разделил их на внешние и внутренние.

Внешние – продолжающееся санкционное давление и ограничения внешних рынков, которые в 2025 году дополнились направленной против экспортёров общей макроэкономической обстановкой в России. В этой среде мы вынуждены работать каждый день, придумывая решения, позволяющие обеспечивать достижение удовлетворительных финансовых результатов и показателей эффективности деятельности группы.

Внутренние – это и необходимость реализации крупных инвестиционных проектов, и вопросы, связанные с развитием продуктового портфеля, и ситуация с персоналом.

— Что вас связывает с Коми? И что для вас вообще значит республика?

— Я с большим теплом отношусь к Республике Коми, в которой в первый раз оказался в 2008 году и волею судьбы вернулся в 2023-м. Я считаю, что республика по многим параметрам обладает уникальным потенциалом, который только предстоит раскрыть. Это, например, туристический потенциал, который может быть реализован со ставкой на красоту природы, экологию, географическую близость к Москве и Санкт-Петербургу. Или крупнейшие в стране запасы полезных ископаемых и лесные ресурсы. Надеюсь, этот потенциал будет реализован, и мы в скором времени увидим результаты. И мне очень нравятся люди в Коми – отзывчивые, искренние и преданные своему делу!

— Одно из ожиданий от объединения ресурсов под единым управлением было сформулировано, как «повышение конкурентоспособности продукции предприятий группы на международных рынках». Какие рынки сбыта сейчас рассматриваются? Какие торговые пути сейчас открыты? В какой продукции там заинтересованы?

— Основными рынками нашей продукции до 2022 года были страны Европы и США. Сейчас эти рынки закрыты для нас на законодательном уровне, что заставляет нас творчески подходить к поискам рынков сбыта своей продукции. Сейчас продукция наших предприятий представлена более чем в 70 странах. В основном, страны Азии и Африки, частично – Латинской Америки. Основными потребителями являются Китай, Индия и Турция.

— Предприятия России идут по пути импортозамещения. Как в «Тайга Групп» решают вопрос по замене зарубежного оборудования? Как это влияет на производство, качество и стоимость продукции?

— Импортозамещение оборудования не обошло стороной и ЛПК. Практически все новые проекты развития, которые мы рассматриваем на наших производствах, предполагают работу на оборудовании, произведённом в дружественных странах (прежде всего, в Китае).

За последние два года мы наладили неплохие рабочие отношения с инжиниринговыми и производственными компаниями из дружественных стран, которые поддерживают нас в новых проектах развития и по поставкам расходных материалов. Наиболее острая ситуация во всей целлюлозно-бумажной промышленности состоит с одеждами машин. Из-за длительного цикла работы процесс совершенствования у китайских производителей идёт медленнее, чем нам бы хотелось; тем не менее мы видим положительную динамику и ожидаем, что на горизонте 3-4 лет сможем полностью преодолеть негативные эффекты, связанные с отключением от европейских поставщиков.

— Какие инвестиционные проекты на трех предприятиях вы намерены запустить?

— Я пока не готов назвать точный список проектов, так как многие из них находятся в стадии финальной проработки инженерных решений. Скажу только, что проекты будут направлены на запуск новых продуктов на всех предприятиях группы, будут предполагать глубокую реконструкцию существующего оборудования, а также строительство новых мощностей.

Один из них уже утверждён и находится в стадии реализации – это проект по строительству линии флафф-целлюлозы на СЛПК, которая планируется к запуску в 2027-2028 годах.

— Между СЛПК и правительством Коми заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Как будут выстраиваться отношения между властями региона, «СыктывкарТиссью Груп» и «СевЛесПил»? Будут ли меняться принципы социальной поддержки муниципалитетов республики?

— Ключевой целью социального партнёрства между группой «Тайга» и властями в республике является улучшение качества жизни наших сотрудников, а также людей, проживающих в районах нахождения наших предприятий и заготовительных участков. Именно такие проекты находятся в приоритете и для нас, и для руководства региона. В дальнейшем мы не планируем изменять эти принципы и будем далее их придерживаться.

Ну и, конечно, отдельно необходимо упомянуть про «Новую генерацию» - крупный проект группы, направленный на популяризацию спорта и создание реальных возможностей для сотен молодых ребят показать себя на уровне сильнейшего дивизиона чемпионата нашей страны!

36