Всего обработано новостей: 213518
Обработано новостей за 72 часа: 354

Итоги эксперимента по государственному контролю (надзору) в отношении строительной продукции на территории Республики Коми

17.11.2025


ЦМТУ Росстандарта является территориальным органом Росстандарта в Центральном и Северо-Западном федеральном округах Российской Федерации.

В настоящее время Росстандарт уполномочен осуществлять надзор в отношении продукции: топливо (бензин и дизельное топливо, судовое топливо и мазут), колесные транспортные средства и их компоненты, находящиеся в обращении (до начала их эксплуатации), электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Полномочия Росстандарта по надзору были существенно изменены с 1 июля 2021 г. в связи с проведением реформы контрольной (надзорной) деятельности. Определенные виды продукции остались без надзора, что вызвало серьезную обеспокоенность у добросовестных производителей, так как более дешевая контрафактная продукция вытесняет продукцию, соответствующую обязательным требованиям по качеству и безопасности, но более дорогую.

Особенно высокий объем контрафактной и фальсифицированной продукции отмечался в группах продукции, используемой при строительстве: кабельно-проводниковая продукция, цемент, сухие строительные смеси, растворы строительные, бетон товарный, радиаторы отопления и конвекторы отопительные.

Для примера значимости осуществления надзора следует упомянуть, что до 2016 г. обязательные требования к цементу установлены не были. Рынок был наводнен контрафактными изделиями.

По инициативе союза производителей цемента «Союзцемент» с апреля 2016 года была введена обязательная сертификация цементов, организовано проведение надзорных мероприятий, что по данным Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции только в 2017 году привело к сокращению объема теневого сегмента на 48%, а к сокращению объема упущенной выгоды бюджета Российской Федерации и хозяйствующими субъектами на 11,7 млрд. руб.

С учетом изложенного по инициативе ассоциаций производителей продукции Правительством РФ было принято решение об отнесении в порядке эксперимента к предмету надзора Росстандарта надзора за соблюдением обязательных требований к указанной продукции. Эксперимент проводится с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г.

По итогам мероприятий, проведенных в данный период, будет принято решение о целесообразности дальнейшего осуществления федерального государственного контроля (надзора).

На территории Республики Коми функции по надзору исполняет отдел (инспекция) по Мурманской области, Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Росстандарта.

Приведем основные результаты эксперимента по надзору в Республике Коми за год, прошедший с начала эксперимента.

В рамках эксперимента могут проводиться только внеплановые проверки по согласованию с органами прокуратуры. Без согласования - проверки по поручениям Правительства РФ и по требованиям прокуратуры.

Неограниченно проводятся выездные обследования. В ходе выездных обследований в торговых залах магазинов без какого-либо участия представителя продавца осуществляется осмотр продукции в части маркировки, содержания эксплуатационных документов, наличия сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Испытания (экспертиза) проб (образцов) продукции в ходе выездных обследований не предусмотрены.

В отчетном периоде проверки отделом не проводились, так как обращения, которые могли бы послужить основанием для надзорного мероприятия, в Республике Коми не поступали. Не выдавались и поручения Правительства РФ, и требования прокуратуры.

Проведено 96 выездных обследований без взаимодействия с контролируемым лицом (17 – кабельная продукция, 34 – отопительные приборы, 22 – цемент, 23 – смеси сухие строительные).

Нарушения обязательных требований установлены по результатам 22 выездных обследований (3 – кабельная продукция, 5 – отопительные приборы, 4 – цемент, 10 – смеси сухие строительные), что составляет 23% от общего количества выездных обследований.

Среди нарушений были следующие.

На маркировке отопительных приборов не была указана информация о типе прибора, изготовителе, дате изготовления. В паспорте на отопительные приборы отсутствовала информация о приемке изделия ОТК, о дате изготовления, необходимые указания по монтажу и эксплуатации.

На маркировке цемента, строительных смесей отсутствовала информация об изготовителе, дате изготовления, сроке хранения, инструкции по применению, неправильно указано условное обозначение продукции.

Отсутствовали сведения о наличии сертификата соответствия на кабель, цемент, отопительные приборы и декларации о соответствии смесей сухих строительных, продукция не была маркирована знаком обращения.

Особо следует отметить, что в реализации был выявлен цемент, который был закуплен организациями-фасовщиками у изготовителей цемента и расфасован в мелкую упаковку, на которой указано наименование изготовителя, не дававшего разрешения на фасовку продукции от его имени.

Разумеется, сертификат соответствия на расфасованную продукцию организации-фасовщики не получают. Хотя фасовка продукции является частью производственного процесса, в ходе которой состав цемента может быть изменен. Также на качество продукта влияет соблюдение условий хранения при фасовке. Организации-фасовщики должны нести ответственность за соблюдение обязательных требований к цементу перед конечным потребителем.

Кроме того, были установлены факты, когда в реализации находился некий продукт, название которого похоже на обозначение портландцемента, предусмотренное государственными стандартами. На ценнике в магазине указано, что данная продукция реализуется как цемент. При этом продукция не проходила процедуру обязательной сертификации, предусмотренной для цемента. Следовательно, неизвестно будет ли обеспечена прочность постройки, которая велась с использованием этой продукции, не содержатся ли в продукции опасные химические и радиоактивные вещества.

По итогам выездных обследований в качестве профилактической меры продавцам продукции, а также изготовителям (фасовщикам) продукции, сведения о которых были указаны на маркировке продукции, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» направлены уведомления о поступлении информации о несоответствии продукции обязательным требованиям с требованием провести проверку достоверности информации.

Привлечение к административной ответственности за нарушение обязательных требований, выдача предписаний об устранении нарушений по итогам выездных обследований не осуществляется.

Действующим законодательством установлено, что контролируемые лица не обязаны сообщать в надзорный орган о мерах, принятых по поступившим предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований. Однако положениями Федерального закона № 184-ФЗ установлена обязанность провести проверку достоверности поступившей информации и направить результаты такой проверки в надзорный орган. Неисполнение данного требования влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ.

По 17 уведомлениям, направленным отделом, контролируемыми лицами проверка достоверности проведена, из них: по 13 уведомлениям приняты меры по устранению нарушений, в том числе, в 2 случаях субъектами хозяйственной деятельности были разработаны программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (1 – по радиаторам, 1- по смесям сухим строительным) сроками исполнения: III квартал 2025 г., I квартал 2026 г. Программы мероприятий предусматривают уведомление потребителей, поставщиков о выявленных нарушениях, отзыв продукции с рынка, проведение корректирующих мероприятий. Исполнение программ мероприятий находится на контроле отдела. По 4 уведомлениям нарушения не подтвердились.

По 7 уведомлениям не была проведена проверка достоверности информации в установленные сроки, в связи с чем, в отношении 7 контролируемых лиц были приняты меры по возбуждению дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.46.2 КоАП РФ.

Еще по 16 уведомлениям, направленным отделом, срок ответа не истек.

Таким образом, имеющиеся результаты проведения государственного контроля (надзора) в рамках эксперимента подтверждают обеспокоенность ассоциаций в части того, что отсутствие надзора за соблюдением обязательных требований к продукции, в отношении которой проводится эксперимент, приводит к значительному увеличению количества контрафактной, фальсифицированной продукции на рынке. Проведение надзора является обоснованным и необходимым.

Однако и потребителю со своей стороны необходимо проявлять бдительность при выборе товаров, обращать внимание на маркировку, наличие сопроводительных документов. Требовать у продавца представления документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям (сертификат соответствия – на кабельную продукцию, цемент, отопительные приборы; декларация о соответствии – на смеси сухие строительные, растворы строительные, бетон товарный).

При наличии информации о нарушениях обязательных требований к кабельно-проводниковой продукции, цементу, сухим строительным смесям, растворам строительным, бетону товарному, радиаторам отопления и конвекторам отопительным следует обращаться в отдел (инспекцию) по Мурманской области, Республике Коми, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ЦМТУ Росстандарта по адресу: 167982, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 27, e-mail: komi@cmtu.ru.

Дата публикации
1 265 Просмотров

15