«Легенды Коми»: кому женщины на Вишере приносили дары 23 февраля
БНК 28.11.2025 18+
Села Вишерского куста долгое время жили в отдалении от других поселений, из-за чего там дольше сохранялись местные традиции. Фольклорист Галина Савельева рассказала БНК о дне Харлампия.
Как объяснила фольклорист Института языка, литературы и истории КНЦ Галина Савельева, Села Большелуг, Богородск и Нившера на реке Вишере довольно изолированно жили на протяжении сотен лет. Благодаря этому старинные локальные традиции сохранялись гораздо дольше, чем в других местах. Об этом читайте в предыдущих материалах БНК.
Так, отдельные праздники посвящались почитаемым иконам. В Нившере фольклористам удалось увидеть Харлампиев день. По легенде, пять братьев Титовых основали уже ликвидированную деревню Седъюдор. Их долго донимали хищники, которые губили скот. Тогда один из братьев сходил куда-то в дальнюю сторону и принес икону Харлампия. Считается, что он бережет домашний скот от зверей и от всякой погибели. Тогда лесные животные и перестали мучить. После смерти Ивана Титова, который и принес икону, реликвия досталась его дочери, которая привезла ее с собой при переезде в Алексеевку.
— Один из их родственников хотел кому-то отдать икону, но в это время хозяйке во сне «явился» Харлампий: «Черный конь под окно пришел. Кто-то привязал коня, зашел в дом и говорит: “За что меня из дому выгоняете?”». После этого она своим родным наказала: «Пока живы – икону не отдавайте!» — поделилась историей ученый.
Харлампиев день фольклористы застали в 2000 году. Икона хранилась в амбаре с зерном. Накануне 23 февраля, дня Харлампия, хозяйка приносила ее в дом и набирала из проруби воду. Икону ставили на стол, женщина ее «молила»: три раза обмывала над посудой, читала молитву, таким образом освящая воду.
На следующий день собирались местные жители, в основном женщины. Они приносили дары иконе: кусок шерсти, мясо, выпечку, деньги. Пришедшие пели молитвы и другие церковные песнопения, которые запомнили от своих родителей, прикладывались к иконе и брали с собой святую воду. Ею они умывались, освящали хлев и использовали при лечении скота.
— Такая традиция, конечно, появилась в советское время, когда были закрыты храмы, — добавила Галина Савельева. — Но, как говорят местные бабушки, никто их из местных властей особо не трогал, на это закрывали глаза.
БНК


«Легенды Коми»: кому женщины на Вишере приносили дары 23 февраля
