Начальник управления президента России Сергей Новиков дал подсказки по развитию креативных индустрий в Коми
БНК 04.09.2025
В Сыктывкаре стартовала Российская креативная неделя — Север. На стратегической сессии участники обсудили роль креативных индустрий в экономике страны и успешные практики, которые можно воплотить в Коми. Одним их ключевых спикеров стал начальник управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков.
Форум объединил на площадке Национальной библиотеки Коми представителей отрасли, государственных структур и бизнеса. От республики были заместители председателя правительства Сергей Емельянов и Лариса Максимова, министр культуры Марина Бурмистрова, депутат Государственного совета региона Валентина Жиделева.
Приехали в столицу Коми и экс-зампреды, сейчас исполняющая обязанности генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России и ее первый заместитель Наталья Михальченкова и Алексей Просужих.
Событие привлекло не только федеральных экспертов, но гостей из других стран. В форуме участвовал представитель Индонезии, профессор СПбГУ Конни Рахакундини Бакри и директор Национального академического театра имени Г.Сундукяна в Армении Вардан Мкртчян.
Сейчас в России в креативных индустриях заняты 4,6 миллиона человек. Поставлена задача — к 2030 году добиться 6% доли ВВП (на 2024-й показатель был 4,1%).
В Коми креативная экономика пока только запускается, заметил Сергей Емельянов:
— Мы только на старте, только начинаем вдумчиво заниматься этим направлением.
Федеральные эксперты готовы подсказать, как и с помощью чего республике добиться успехов в отрасли. Сергей Новиков рассказал об этом на примере других регионов России:
— У нас первый такой семинар по креативным индустриям в Коми, хотя уже давно в других регионах аналогичные мероприятия проходят, и там виден рост и вклад креативных индустрий в валовый региональный продукт, по некоторым регионам он удваивается. Я уже приводил пример Красноярского края: вклад креативных индустрий в ВРП с 69 миллиардов до 129 миллиардов рублей в год вырос. Это большие деньги для региональной экономики даже такого огромного субъекта как Красноярский край. Заметный. Благодаря чему это произошло? Благодаря созданию условий, благодаря тому, что они определили для себя точки роста. Потому что креативные индустрии — это 16 направлений в соответствии с законом. За все сразу же хвататься — есть риск, что не получится ничего. Можно определить какие-то приоритеты. Например, для Якутии — игровая индустрия, IT. Для них это приоритет также как кино. Все обсуждают, для всех уже общим местом стал феномен якутского кино. Они вложили в это средства, создали условия для развития своего республиканского кинематографического кластера и сейчас пожинают плоды. Это ответ на вопрос, что нужно сделать. Нужно создать условия для развития креативных индустрий. А это что? Архитектура, урбанистика, дизайн, гастрономия, кинематография и анимация, IT-отрасль, СМИ тоже можно отнести к креативным индустриям. Я думаю, что рынок СМИ у вас и так достаточно развит. Создать условия и дальше определить приоритеты, что будет быстрее развиваться, лучше, будет иметь многообещающую стратегию — в то и вкладываться.
По словам Сергей Новикова, у российских креативных индустрий есть потенциал по конкурированию с другими странами, например, в анимации. Он привел пример детей, которые идут в магазин игрушек и просят родителей купить продукт, производный от мультфильма. Именно лицензионные сборы и сопутствующие продукты — сейчас превалирующая строка доходов создателей анимации, а не продажа прав на показ.
Республика в рамках Российской креативной недели надеется определить генеральные направления, высказался Сергей Емельянов. Развивать отрасль будут при государственной поддержке, и один из первых шагов — создать кластер как физический объект. Это позволит собрать креаторов под одной крышей. Рассматриваются две локации: какие именно, Сергей Емельянов отказался уточнять. Всю работу планируют выполнить за год.
В рамках креативной недели уже удалось добиться определенных договоренностей о сотрудничестве. В частности, подписаны соглашения между Академическим театром драмы им. В.Савина и Национальным академическим театром имени Г.Сундукяна в Армении, между региональным телеканалом и изданием «Игромания» и рядом других культурных учреждений. Креативный директор «Игромании» Артур Сопельник пояснил, что его издание готово поддерживать начинания команд республики и разработчиков игр. А театры Коми и Армении только в рамках форума обсудят дальнейшее взаимодействие, в том числе гастрольное.
Как ранее заявлялось, по итогам Российской креативной недели необходимо сформировать комплексную программу развития креативных индустрий северных регионов. Летом 2025 года в регионе как раз обсуждали проект закона «О креативных (творческих) индустриях в Республике Коми». В документы было указано, что государственная поддержка будет заключаться в финансовой, имущественной, образовательной, информационной и иной помощи.
*** О возможности развития креативных индустрий в регионе говорили еще в 2020 году. Тогда задумались над проектированием арт-кластера. На территории бывшего мелькомбината по улице Элеваторной предполагалось создать именно креативную часть.
В Коми в июле 2025-го было подписано соглашение о внедрении регионального стандарта развития креативных индустрий, сообщает пресс-служба главы региона. Стандарт — это комплекс шагов для создания и предоставления региональных мер поддержки на уровне субъектов России и развития креативных индустрий. Он был разработан на основе лучших практик регионов-лидеров развития креативной экономики. Это Москва, Республика Саха, Красноярский край, Калининградская, Новгородская и Тюменская области. В Коми будет создана региональная экспертная группа из числа местных представителей творческого сообщества, которая поможет внедрить практики.
Ранее Минкульт Коми планировал войти в программу по созданию школ креативных индустрий. Проект объединяет искусство, дизайн, технологии и предпринимательство, он дает возможность детям научиться креативно мыслить, примерив на себя современные профессии творческих индустрий, получить необходимые знания и навыки самостоятельно создавать и реализовывать собственные проекты в сфере дизайна, звукорежиссуры, современной электронной музыки. По данным министерства культуры России, на конец 2024 года в 60 регионах страны уже действуют 93 школы такого формата, в них обучаются более 12,8 тысячи детей. Заявка предполагала открытие такой организации на базе колледжа культуры на следующий год с несколькими направлениями: звукорежиссура, 3D-графика и дизайн.
БНК
