Всего обработано новостей: 207076
Обработано новостей за 72 часа: 300

«Народный эксперт»: соцконтракт помог логопеду из Коми открыть свое дело

БНК 25.09.2025 18+


БНК продолжает цикл публикаций о социальном контракте — инструменте, который позволяет гражданам в тяжелой финансовой ситуации улучшить свое положение. Герой истории — уроженка Сысольского района Екатерина Куратова, которая с помощью пособия от государства смогла открыть собственное дело. Как логопед-дефектолог, специалист по сенсорной интеграции она помогает малышам заговорить, а взрослым — восстановить речь после инсультов.

«Народный эксперт»: соцконтракт помог логопеду из Коми открыть свое дело
Фото Константина Стратиенко

В рамках социального контракта между жителем республики и государством (его представляет социальная служба) заключается договор. Первая сторона обязуется выполнить мероприятия по улучшению финансового положения, вторая — предоставить помощь на определенный срок (в зависимости от направления). Заключить контракт могут только те граждане, у которых временно доходы не превышают одного прожиточного минимума (в южных регионах республики — 20 800 рублей на человека в месяц, в северных — 25 800). С 2020 года к этой мере поддержки прибегли 15 тысяч человек.

Екатерина Куратова долгое время работала воспитателем в детском саду, ее педагогический стаж — 17 лет. Однако решила продолжить карьеру и поступила в СГУ им. Питирима Сорокина по направлению «Специальное дефектологическое образование».

— Мне всегда нравилось разговаривать с детьми, вести с ними диалог, раскрепощать их. Когда я еще жила в поселке Визиндор Сысольского района, у моей дочери были проблемы со звукопроизношением. А логопедический детский сад был только в Визинге. Мне нужно было на две недели своего единственного ребенка отправить в районный детский сад, чтобы ей поставили звуки. Этот период для нас с дочерью был очень волнительным. Тогда в моем сознание произошел щелчок — в моменте я поняла, что через речь и голос можно донести многое людям и научиться со своим ребенком взаимодействовать по-другому, — рассказала Екатерина.

Z06_0129.jpg

После окончания вуза и переезда в Сыктывкар работала воспитателем и параллельно начала практиковать как логопед в детском центре.

— Я тогда смежно обучалась у знаменитых логопедов-практиков России, вложила многое, чтобы быть грамотным специалистом и помогать детям. Изучала педиатрию, гинекологию, неврологию. Потом созрела к определенному этапу в жизни — все, готова к открытию своего дела. В один прекрасный момент я просто уволилась из найма: встала утром, поняла, что не хочу идти на работу. Там я не могла применять тот подход, который хотела — через родителей, через детско-родительские взаимоотношения. Не могла совершенствоваться как специалист, именно как моя душа требовала на тот момент. Щелчок, мое сознание становится более осознанным и ясным — пишу заявление и ухожу. Это было четыре года назад, — вспоминает Екатерина.

Путь к собственному логопедическому кабинету оказался тернистым. Финансовой подушки у Екатерины не было:

— У меня не было людей, у которых я могла занять деньги. На тот момент я одна воспитывала дочь в чужом городе. Снимала жилье.

Первый кабинет насчитывал всего восемь квадратных метров. Обустроить его удалось при поддержке коллег и друзей — они приносили стулья, столы. Сама Екатерина «наскребла деньги на кушетку для логомассажа», которая до сих пор с ней. Все это время не отпускал страх, что клиентов не будет. Помогло сарафанное радио:

— Меня знали как педагога и воспитателя. Многие звонили: «Куда вы пропали?» Через знакомых педагогов, лайки в постах детского центра родители искали меня. Поток пошел сразу. И именно тогда я задумалась о том, чтобы получить социальный контракт.

Z06_0065.jpg

О госпомощи Екатерина узнала через то же сарафанное радио — подсказала племянница, которая уже успела воспользоваться этой мерой поддержки. Пришлось вернуться домой и по месту прописки в Сысольском районе узнать подробности в местном отделении социальной защиты:

— Сотрудники с пониманием приняли меня. Мы обговорили все нюансы: систему налогообложения, как лучше сделать. Параллельно, понимая, что я готова стать индивидуальным предпринимателем, пошла в «Мой бизнес» обучаться бизнес-навыкам. В социальный центр мне тогда нужно было предоставить документ, подтверждающий статус малоимущей, сертификат прохождения курсов по предпринимательской деятельности, перечень оборудования, которое мне нужно.

Социальный контракт Екатерины действовал в 2021-2022 годах. Сейчас гражданам для заключения договора нужно через «Госуслуги» найти меры государственной помощи и подать соответствующее заявление. Портал самостоятельно подвяжет все персональные данные, останется только описать примерную сумму дохода. Цифру проверят в центрах социальной защиты населения через Федеральную налоговую службу. Потом заявителей ждут в соццентре.

От государства Екатерина получила пособие в 250 тысяч рублей. Средства пошли на закупку оборудования, его окончательный список утверждала специальная комиссия. Это средства для логомассажа, логозонды, чтобы «настраивать» речь. Новые большие помещения предпринимательница арендовала уже на свои деньги — теперь это полноценная студия. Екатерина работает над постановкой звуков и запуском речи, с детьми с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, по направлению сенсорной интеграции и делает логомассаж.

Z06_0027.jpg

Соцконтракт показал Екатерине, что государство готово поддерживать идеи граждан. Она прибегла к еще одной мере помощи — гранту для социально ориентированного бизнеса от Минэконоразвития Коми. Благодаря ему в кабинете появился сенсорно-динамический комплекс — большая металлоконструкция для совершенствования вестибулярного аппарата, гравитационной неуверенности, схемы тела, проработки эмоций на груше и многого другого.

— Благодаря социальному контракту я смогла реализовать все свои цели и мечты, оказывать больше услуг. Соответственно — больше зарабатывать и масштабироваться. До соцконтракта я понимала, что могу делать логомассаж, но полноценный с зондами — нет. Их надо обрабатывать, стерилизовать. Я перфекционист, следовательно, не буду предоставлять услуги «спустя рукава», мне нужен хороший стерилизатор, чтобы я была уверена, что ни один микроб не передастся ребенку. Нужны логопедические зонды, как минимум три комплекта. Контракт сдвинул меня с мертвой точки, стал сильным толчком к развитию, — объяснила Екатерина.

Z06_0133.jpg

Z06_0149.jpg

Z06_0143.jpg

Z06_0138.jpg

Отчетность — чеки и поставки — трудностей не вызвали. Их надо было приносить в социальный центр, который сопровождал начинающего предпринимателя.

В большом помещении и с более серьезным оборудованием у Екатерины выросла клиентская база — до восьми детей в день, кого-то даже приходилось перенаправлять к другим специалистам. Сейчас она ведет занятия не только с детьми, в том числе с ОВЗ, но и с подростками, взрослыми. Добавилось онлайн-направление с клиентами из Израиля, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Ижмы.

— У меня больше клиентов. Я поняла, что могу работать с молодежью, с людьми после инсульта. Самый старший — 70 лет, мужчина. За 12 занятий восстановила речь и моторику. Человек начинает свой путь, будто вновь в самом раннем возрасте. Это заново учить ставить звуки, учиться управлять языком.

Z06_0021.jpg

Опыт Екатерины с соцконтрактом помог воспользоваться этим механизмом ее дочь. Молодая жительница Коми в прошлом году также запустила свой бизнес по сопровождению социальных сетей и продолжает поддерживать свою мать.

— Моя доченька вела мои соцсети, раскрутила группу «ВКонтакте», фотографировала, делала ролики, создала сайт. Мы с ней начали делать пособия с моими методиками. Все самое лучшее впереди. Считаю, что если грамотно использовать средства, можно сделать огромный шаг вперед, к своим мечтам — отметила Екатерина.

БНК

25