«Народный эксперт»: соцконтракт помог видеографу из села Коми обрести уверенность в профессии
БНК 03.10.2025
В проекте «Народный эксперт» БНК рассказывает о такой мере государственной поддержки как социальный контракт. Она позволяет людям с низкими доходами получить новые навыки и стать успешными на рынке труда. Герой цикла — Павел Сачков, который с помощью контракта приобрел технику для видеосъемки и из самозанятого стал предпринимателем. Узнал он такой возможности от соседки.
Павел Сачков родом из Койгородского района, а сейчас живет в сыктывдинском селе Выльгорт. Молодой человек еще в школе увлекся фотографией, переехал в Сыктывкар на учебу и переключился на видео:
— Я работал с братом-диджеем на свадьбах. Потом выпал заказ от магазина, нужно было снять фото и видео, позвать диджея и ведущего. Мы посчитали, что нам будет выгоднее самим сделать фото и видео, выступить ведущими, а диджея — пригласить. Мы взяли в аренду камеру, поработали, сдали материал. Заказчик сказал: «Классно! Круто! Нравится». Оттуда потихоньку пошло. Когда было какое-то мероприятие, юбилей, меня приглашали пофотографировать, видео снять. Сперва был гибрид. Так видео ко мне приклеилось. Поначалу я не рассуждал, будут ли заказчики, востребовано ли это. Занимался съемкой, потому что в кайф. Я был студентом, учился, мне помогали родители. Я где-то работал совсем за копейки, где-то бесплатно. Спустя время уже начал повышать ценник, люди со стороны начали обращаться с заказами.
По образованию Павел плиточник, может заниматься отделочными работами. Однако именно видеосъемку считает своим призванием. После выпуска из колледжа стал развиваться в этом направлении: отказался от аренды камеры, приобрел свою. Снял первый клип для друзей-музыкантов. Его подхватили в социальных сетях, и Павла заметила сыктывкарская фирма по фото- и видеосъемке. Четыре года он работал по заказам, а потом ушел в свободное плавание и вместе с товарищем снимал ролики на YouTube для собственного канала «Кипяточка», который посвятил экспериментам и разборам разных товаров. Но в 2022 году, когда отключили монетизацию сервиса, доходы просели.
— Все пошло на спад. Мы были небольшим каналом. Люди перестали брать рекламу, отключали все сервисы, платить нам никак не могли, — прокомментировал Павел.
Соавтор Павла уехал из Коми, но молодой человек продолжил снимать видео. Всю технику, которую можно было, реализовал на перепродаже, заказов становилось меньше.
— У меня был китовый объектив [который предоставляется вместе с камерой]. Ты можешь и на телефон, на китовый объектив снимать. Но это одно качество. С иным объективом — совсем другое. Приходишь на съемочную площадку, видишь ребят, которые купили себе камеру за 300 штук, а тут есть Паша с китовым объективом. Я на их фоне не таким уверенным казался, у меня качество похуже. Чтобы себя уверенней чувствовать, приходить к людям и предлагать услуги, чтобы не мямлить, показывать, что у меня соответствующие объектив и свет — что хотите, я обратился к соцконтракту. Он мне был нужен для того, чтобы с китового объектива перейти на лучшее качество и продать услуги дороже. Теперь я могу быть конкурентоспособным. Я, как творческий человек, сам хочу видеть качественный результат, — объяснил Павел.
О социальном контракте молодой человек узнал от соседки, которая уже воспользовалась программой — она занимается швейным делом. Изучил вопрос, какие бизнес-проекты одобряют, какие популярны:
— Очень много берут на ногти, брови, бьюти-сферу. Почему-то у меня в голове было такое: если я приду со съемкой, мне скажут, что таких мало, и вероятность получения контракта выше.
К тому моменту Павел уже был самозанятым. Он обратился в центр социальной защиты Выльгорта: его попросили написать бизнес-план, предоставить справку о доходах. Следующим этапом стало тестирование, чтобы подтвердить предпринимательские навыки. Павел прошел проверку и попал на собеседование, где принималось итоговое решение.
— Мне сказали, что можно принести с собой портфолио. Я взял ролики — штук пять, снятые в Выльгорте. Люди в комиссии узнавали людей, места, — вспомнил Павел.
По итогам собеседования Павлу предложили бесплатно пройти дополнительное обучение в центре «Мой бизнес». Занятия проходили онлайн, их посвятили маркетингу и бизнес-навыкам.
— Я советую людям, которые будут брать контракт, проходить учебу. Для меня это оказалось полезно. Например, я стал понимать, что лучше вместо скидки сделать акцию. Скидка — это признак отсутствия клиентов. А акция немножко иначе работает. Как с кофе: возьми десять чашек, одиннадцатую мы тебе подарим. Звучит лучше, — поясняет Павел.
После учебы социальный контракт одобрили, Павел заключил его в ноябре 2024 года. Так как он выбрал предпринимательство, то по условиям программы ему полагалась выплата до 350 тысяч рублей. Павел получил 349,906 тысячи — именно столько ему требовалось на покупку техники.
Теперь для съемки видеограф использует дополнительную камеру, два объектива, четыре стойки, свет для творческих проектов, софтбоксы для направления света, рассеиватель, лампу, отражатель, штатив, операторский монитор. С помощью приобретенной по соцконтракту техники Павел может снимать интервью с двух точек, лучше управлять освещением пространства и подходит под разные типы заказов.
— Чтобы моя уверенность росла, нужно, чтобы клиент был доволен. Сейчас я прихожу на съемку, работаю дома с файлами — я вижу, что они четкие, классные, не «шумят», — объяснил результаты приобретения Павел.
По его словам, заказчиков стало больше — и финансовое положение улучшилось. У него образовалась четкая клиентская база, в которую входят крупные предприятия Коми, музыканты. Он сотрудничает с блогерами из Москвы.
Уже сейчас Павел действует как индивидуальный предприниматель:
— Я считаю, что социальный контракт — суперкрутая штука. Все зависит от человека. У меня как получилось? Я знал, что съемка — мое призвание. Приобретенное оборудование дало мне уверенность: говорить о себе громче, чем раньше.
В рамках проекта «Социальный контракт» между жителем республики и государством (его представляет, например, социальная служба) заключается договор. Первая сторона обязуется выполнить мероприятия по улучшению финансового положения, вторая — предоставить помощь на определенный срок (в зависимости от направления). Заключить подобный договор могут только те граждане, у которых сейчас временно доходы не превышают одного прожиточного минимума в республике. В южных регионах — это 20 800 рублей на человека в месяц, в северных — 25 800 рублей в месяц.
Есть четыре направления контракта: трудоустройство и переквалификация, предпринимательская деятельность, создание личного подсобного хозяйства и решение трудных жизненных ситуаций.
БНК
