Разъясняет прокуратура
Искра 23.12.2020
Управляющая компания не приходит на вызов по течи кровли, ссылаясь на ситуацию с коронавирусом. Правомочно ли это? На эти и другие вопросы интинцев ответила старший помощник прокурора города Инты Галина Вертинская в ходе прямой линии, проходившей на базе «Общественной приемной Главы РК». Тема мероприятия – «Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы. Разъясняет прокуратура».

– Сейчас многие учреждения, в том числе и государственные органы, имеют страницы в социальной сети «ВКонтакте». Попадают ли обращения, поступившие в группу, под 59-й ФЗ?
– В соответствии с Федеральным законом от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению.
Обращения в электронной форме подаются гражданами через официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на официальные электронные адреса государственных органов или органов местного самоуправления.
При этом в обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, на который должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Иные дополнительные варианты подачи гражданами обращений в форме электронного документа могут быть предусмотрены распорядительными или нормативными актами органов местного самоуправления, государственных органов.
– Принимаются ли обращения по телефону или обращения к должностному лицу, находящемуся не на рабочем месте, к примеру, на улице или в другом учреждении? Обязаны ли представители структур дать ответ?
– Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает возможность принятия устного обращения гражданина на личном приеме.
Так, личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина.
В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При этом органы местного самоуправления, государственные органы могут проводить личный прием граждан не по месту нахождения органов, так называемые «выездные приемы граждан». Например, выезд в населенные пункты, находящиеся в сельской местности, а также в стационарные учреждения, в которых находятся граждане с ограниченными возможностями здоровья (учреждения социальной защиты, здравоохранения) для определенных категорий граждан (пенсионеров, детей-сирот), в учреждениях и организациях.
Если гражданин желает обратиться в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с устным обращением, то он должен это сделать в соответствии с установленным законодательством порядком – прийти на личный прием.
– Управляющая компания не приходит на вызов по течи кровли, ссылаясь на ситуацию с коронавирусом. Правомочно ли это?
– Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, установлено, что осмотры общего имущества проводятся управляющей организацией, если иное не предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
Поскольку крыша относится к общему имуществу многоквартирного дома, то, как и все общее имущество многоквартирного дома, она должна содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Внеочередные осмотры общего имущества должны проводиться в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Отказ управляющей организации от осмотра кровли и последствий ее течи не соответствует установленным правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом комиссионный осмотр кровли и жилых помещений не является массовым мероприятием, на которые действуют ограничения, и не противоречит требованиям законодательства при условии соблюдения предусмотренных санитарно-эпидемиологических мер в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
– Действует ли на коммерческие организации обязанность предоставлять ответ в течение 30 дней?
– Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Соответственно правоотношения между юридическими лицами, не являющиеся органами местного самоуправления или государственными органами, и гражданами, регулируются иным законодательством.
Правоотношения между продавцами товаров и потребителями регламентированы законодательством о защите прав потребителей, между исполнителями коммунальных услуг и их потребителями – жилищным законодательством, между участниками образовательных отношений – законодательством об образовании и т. п.
– Гражданин выявил в законодательстве субъекта РФ какие-либо противоречия или статьи, якобы ухудшающие положение граждан. Может ли он выйти с законодательной инициативой по изменению или внесению поправок в законы РФ или субъектов РФ? Куда ему обратиться? Каков порядок рассмотрения инициатив от граждан?
– Гражданин в данном случае может обратиться в орган, который принял такой нормативно-правовой акт.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и др. Для этого гражданину необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Также органы прокуратуры Российской Федерации принимают участие в правотворческой деятельности.
– Может ли УК отказать в предоставлении ответа жителю МКД, не прописанному в доме? Такие случаи имеются.
– Прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» является одним из стандартов управления многоквартирным домом, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность управляющей организации.
Если гражданин является пользователем помещения в многоквартирном доме, то управляющая организация обязана принять и рассмотреть его заявку, предложение или обращение.
73
