«Твори добро»: как волонтер в Ыбе спасает святые источники
БНК 01.10.2025
Наталия Томова уже второй год занимается восстановлением священных мест в селе. Объединив усилия с местными жителями и приезжающими дачниками, она меняет сгнившие конструкции, ставит там новые скамейки и столики, следит за чистотой. Доброволец рассказала БНК, как появилась желание «волонтерить», с какими сложностями сталкивается при ремонте и что заставляет продолжать свое дело.
Протяженность села Ыб, по словам местной жительницы Наталии Томовой, около 15 километров. При этом территория от деревни Каргорт до деревни Волокул оказались заброшенными: нет ни магазинов, ни культурных учреждений. Забытыми оказались и святые источники в сельском поселении.
— Я постоянно шла на работу мимо источника Покрова Пресвятой Богородицы в Каргорте. Его освятили в начале десятых, какое-то время им занималось школьное лесничество, но впоследствии место забросили. Все сгнило, подхода не было, поклонный крест упал — нельзя было даже подойти к воде. А меня всегда туда тянуло, вот и появилась мысль: это непорядок, надо что-то делать, — рассказала волонтер.
За восстановление источника Наталия Томова взялась летом 2024-го. Ее призыв к совместной работе над местом услышали сначала дачники Каргорта, приезжающие из городов. Но позже все-таки удалось тогда привлечь к работе нескольких неравнодушных жителей деревни. Всего над ремонтом корпели около восьми человек.
— Самая главная сложность — местные люди трудны на подъем. Они меня не слышали, надо было объяснять, просить, задавались вопросы: «А зачем мне это надо? А что мне за это будет?» Но священные места должны содержаться в порядке, мы же сами здесь живем, — поделилась волонтер. — А дачники просто увидели «движуху» вокруг источника и сами пришли помогать.
Работали добровольцы в основном в выходные, так что восстановление длилось 2-3 месяца. Удалось отремонтировать подход к источнику, почистили территорию вокруг родника, заменили сгнивший поклонный крест, поставили столик и скамеечки. Материалы сначала закупала сама Наталия Томова, потом их понемногу приносили волонтеры.
— Люди начали заходить туда, отдыхать, преклоняться кресту. Тогда ведь даже спуститься нельзя было из-за крутого рельефа, — указала собеседник БНК. — Плюс таких источников — они около дороги, не надо далеко идти.
Благодаря инициативности Наталии Томовой в Ыбе восстановили также источник апостола Петра и Павла в Каргорте, где поменяли лестницу, сруб колодца, поклонный крест. Во время работы там обнаружили еще один родник, который впоследствии благоустроили.
Еще один объект — источник Преображения Господня. Наталии Томовой удалось собрать средства для найма рабочих, восстановление шло в 2025-м, но его пока не завершили: ремонт спуска намечен на следующий год. В местечке Степановка также находится Серафимовский женский монастырь, а рядом — святой источник Стефана Пермского. Волонтеры смогли восстановить подход и площадку вокруг колодца, в планах в 2026-м заменить также сруб колодца.
— Когда беремся за восстановление источника, обязательно идем к батюшке. Нас благословлял отец Георгий из Свято-Вознесенского храма. А при ремонте источника Стефана Пермского мы обращались к матушке Серафиме в монастыре. Чтобы все прошло гладко и хорошо, — добавила доброволец.
В октябре в местечке Гыбад Наталия Томова хочет взяться уже за благоустройство источника чистой воды, которые, говорят старожилы, раньше был святым источником. Работы планируются аналогичные, например, замена подхода.
— Что в наших волонтерских силах, то и сделаем. А что не сможем, это, наверно, уже не в нашей компетенции, — упомянула доброволец.
В итоге волонтеру удалось собрать около семи жителей, которые готовы «выйти и просто так поработать». Кроме того, финансово помогают восстанавливать места примерно 80 человек.
— Я православная. Это же моя малая родина, моя земля, тут мои корни. Хочется, чтобы эти священные места содержались в чистоте и порядке, тем более там, где течет вода, — сообщила Наталия Томова. — У нас же село длинное. Идешь и уже можешь прийти на источник. Там у нас скамеечка, мы сидим, отдыхаем, беседуем, чай пьем. Раньше этого не было.
