Всего обработано новостей: 207242
Обработано новостей за 72 часа: 216

Учить, воспитывая, и воспитывать, обучая

Искра 07.09.2021 18+


Интинская педагогическая общественность подвела итоги прошлого года и определила приоритеты образовательной деятельности на предстоящий год. В конференц-зале городской администрации прошло традиционное муниципальное совещание педагогов.
Это мероприятие – особая педагогическая традиция, согретая теплом последних солнечных августовских дней, трепетным ожиданием первого учебного дня, встречи с коллегами и школьниками, наполненное любовью к профессии и желанием учить и воспитывать. Это время отсчета новых дел, нового витка жизни в образовании, знаменующего начало школьного марафона длиною еще в один год. Именно поэтому к рабочему масштабному по содержанию и охвату участников совещанию готовятся особенно тщательно: важно дать объективную оценку работы отрасли образования, отметить те области деятельности, где мы успешны и над которыми нужно трудиться еще тщательнее.
Открылось совещание торжественной церемонией награждения: глава городского округа «Инта» – руководитель администрации Владимир Киселёв и председатель депутатского корпуса Ирина Артеева вручили восемнадцати педагогам и двум педагогическим коллективам заслуженные награды: почетные грамоты Министерства просвещения Российской Федерации, знак отличия «За заслуги перед Интой», почетные грамоты и благодарственные письма муниципалитета, при этом пожелав воспитателям, учителям, руководителям детских садов и школ послушных, любознательных и прилежных детей, поддержки родителей, профессиональных достижений, новых побед и новых свершений.

Слово – министру

 
Совещание началось нетрадиционно: неожиданным для его участников явилось видеообращение министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, который отметил слаженную совместную работу всех участников образовательных отношений, и указал на то, что приоритетом по-прежнему является формирование единого образовательного пространства и создание равных возможностей для всех детей, независимо от места проживания. Также министр сказал о необходимости контроля за горячим питанием школьников и учета мнения родителей при составлении меню. Глава Минпросвещения России обратил пристальное внимание на соблюдение всех требований Роспотребнадзора при организации образовательного процесса и при этом подчеркнул, что дистанционный формат никогда не заменит живой диалог учителя с учениками:
– Мы делаем все возможное, чтобы начать новый учебный год в традиционном, очном, формате. При этом в каждом конкретном случае решение должно приниматься исходя из эпидемиологической ситуации в регионе. Коллеги, отдельно хочу поблагодарить вас за предложения по совершенствованию системы образования. Мы тщательно проанализировали все обращения и письма и взяли их в работу. Продолжим такой формат обратной связи и в следующем году.
Стремление повысить качество образования и воспитания объединяет сегодня всех. Этого хотят родители, желая своим детям лучшего будущего. К этому стремится государство, заботясь о развитии общества и экономики. Руководители успешных предприятий и организаций ждут квалифицированных сотрудников. И сами дети, взрослея, все больше понимают, какое значение имеет в их жизни образовательный старт. В этой ситуации ответственность органов государственной власти и местного самоуправления в том, чтобы создать условия, в которых это общее стремление может осуществиться. А образовательные организации призваны максимально эффективно использовать предоставленные ресурсы, чтобы обеспечить высокие результаты обучения.
 

Полезный и опасный Интернет

 
С приветственным словом к участникам совещания обратилась старший помощник прокурора г. Инты Галина Вертинская, которая акцентировала внимание присутствующих на вопросах влияния сети Интернет на детское сообщество:
– Современные дети уверенно пользуются соцсетями, мессенджерами и онлайн-серверами. Тем важнее рассказать им о рисках, которые могут их поджидать в сети Интернет, и научить защищать от негативной информации и пагубных предложений свои собственные интересы и своих близких. Нередки случаи, когда именно через Интернет преступники вовлекают наших детей и подростков в экстремистскую деятельность, заражают идеями экстремизма, нацизма, вовлекают в незаконный оборот наркотических средств, склоняют к противоправным действиям, в том числе и сексуального характера. Занявшись чем-то подобным в сети Интернет, даже делая, казалось бы, простые лайки и репосты понравившихся картинок или роликов, ребенок рискует быть привлеченным к ответственности.
В завершение выступления Галина Вертинская подчеркнула, что учитель, находясь с учеником в ежедневном контакте, обсуждая происходящие новости, события, должен не только сам досконально изучить вопрос безопасности детей в Интернете, но и обучить и их, и родителей правильному поведению в Сети, дабы исключить возможность возникновения опасных ситуаций:
– При этом важно не запугивать детей и не запрещать им выходить в Сеть, а доступно и понятно донести, что Интернет – полезное пространство, которое при соблюдении правил безопасности может принести массу хорошего и полезного, в том числе в учебе, самообразовании, общении.
 

Ключевая тема – воспитание

 
В основном докладе ведущего совещания, начальника отдела образования администрации МОГО «Инта» Елены Сердюковой, красной нитью прошла тема роли образования и воспитания в современном обществе:
– Ни одна общественная система, ни одно государство не может стабильно развиваться без системы образования. Трудно разделить процесс усвоения новых знаний и процесс воспитания. Разделение весьма условно. Воспитание в семье, воспитание в среде сверстников и педагогов в образовательной организации, воспитание в системе дополнительного образования. Даже обычный рядовой урок – это мощный потенциал для воспитания в детях интереса к познанию, уважения к учителю, стремления к сотрудничеству и взаимодействию с одноклассниками.
Елена Сердюкова отметила, как важна личность учителя, который 45 минут находится наедине с классом, и все это время незримо воспитывает.
– Все это время ученик должен видеть учителя увлеченным, влюбленным в свое дело, грамотным. В этом случае он сможет увлечь ребят своим предметом, повести за собой, – подчеркнула Е. Сердюкова.
Теоретические аспекты воспитания докладчик иллюстрировала итогами педагогической деятельности интинских школ в ушедшем учебном году на примере олимпиадного движения и результатами государственной итоговой аттестации.
– Общее количество участников муниципального этапа школьной олимпиады снизилось, а участников республиканского этапа увеличилось. Это значит, что результаты школьной олимпиады в 2021 году стали выше. А вот число победителей и призеров регионального этапа, увы, не радует, всего около 19%, – уточнила докладчик.
Рассматривая результаты государственной итоговой аттестации, Елена Сердюкова отметила, что из 146 обучающихся 11-х классов 39 ребят выбрали форму государственного выпускного экзамена и остальные 107 – ЕГЭ. Представленная на экране статистика результатов ЕГЭ по каждой школе в отдельности показала, что результаты ниже установленного порога в 2021 году отмечены по пяти учебным предметам: биология, математика профильного уровня, обществознание, информатика и ИКТ, химия.
– Эти данные вызывают определенную тревогу, т. к. есть выпускники, не освоившие образовательную программу по предметам, они фактически оказались не подготовленными к сдаче экзаменов, – прозвучало в докладе.
По слайдам каждому участнику совещания было наглядно видно, какая образовательная организация лидирует по качеству предоставления образовательных услуг и по какому учебному предмету. В то же время не остались без внимания и те обучающиеся, которые показали отличное усвоение учебного материала, хорошую подготовку и сдачу экзаменов: озвучены максимальные баллы по предметам, названы школы, в зале раздались аплодисменты.
– 99 баллов по химии – гимназия № 2! 98 баллов по русскому языку, информатике и ИКТ – гимназия № 2! 95 баллов по физике – гимназия № 2! 94 балла по математике – гимназия № 2! В общей сложности выпускники названного учреждения получили от 84-х до 99 баллов по десяти учебным предметам! Эта гимназия по праву является признанным лидером нашего муниципального образования, – отметила Елена Сердюкова.
В 2021 году 25 выпускников общеобразовательных организаций награждены медалью «За особые успехи в учении»: 6 серебряных и 19 золотых медалистов вырастили и воспитали школы № 5, 8, 10, школа пст Абезь, гимназии №№ 2 и 3, лицей № 1.
На протяжении многих лет одаренные дети Инты участвуют в конкурсе на получение призов в денежной форме, учрежденной решением Совета МОГО «Инта». Также в 2021 году 13 интинских учеников стали лауреатами специальной стипендии Правительства Республики Коми. Стоит отметить, что на базе лицея № 1 г. Инты, где создан муниципальный ресурсный центр по работе с одаренными детьми, совместно с отделом образования разработан комплекс мероприятий для выявления и поддержки такой категории обучающихся, в том числе конкурсы сочинений, творческих проектов, литературные конкурсы, акции, мероприятия патриотической направленности, турниры по робототехнике.
– Все мероприятия разноплановые, а поэтому отвечают основной цели их проведения – дать возможность каждому ученику показать себя в той области знаний, творчества, спорта, где он может в полной мере проявить себя. Исследовательская работа в школе – еще одно направление образовательной и воспитательной деятельности, в которой интинские школяры проявляют интерес и успехи, – прозвучало в докладе.
Как уже было отмечено, личность учителя, его профессионализм, увлеченность учебным предметом, стиль общения с детьми являются неотъемлемой частью процесса воспитания и формирования ценностных ориентиров наших детей. Для творчески работающих педагогов ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: в 2021 году «Учителем года» на уровне города стала Анна Косолапова, учитель иностранного языка «французской» гимназии, а «Воспитателем года» как на городском, так и на республиканском уровнях – педагог по хореографии детского сада «Рябинушка» Ирина Вайс. Совсем скоро ей предстоит защищать честь Инты и Республики Коми на Всероссийском этапе конкурса в Краснодарском крае.
В целях создания условий для патриотического воспитания детей и подростков в Инте работает муниципальный центр военно-патриотического воспитания на базе школы № 9. Прошлой осенью 27 мальчишек и девчонок пятого класса школы № 10 вступили в кадеты, этой осенью в школе открывается еще один кадетский класс полицейской направленности. А в школе № 5 с этого учебного года формируется класс направленности МЧС.
Инструментами патриотического воспитания являются школьные музеи, патриотические и спортивные клубы, юнармейские отряды, успешно работающие на базе интинских школ.
 

О воспитании в прениях

 
Продолжила тему воспитания заведующий детским садом «Родничок», поделившаяся опытом создания в дошкольной организации целостной системы дополнительного образования.
– С 2000 года по настоящее время воспитание детей в нашем детском саду не ограничивается рамками основной образовательной программы. Свободное от занятий время мы предлагаем посвятить работе в кружках и секциях, которых на сегодня у нас 15. Среди них – платные и бесплатные, для больших ребят и совсем маленьких, разной направленности, но все интересные и востребованные, – рассказала Ирина Карманова. – Это не только придает нашему детскому саду привлекательность и повышает конкурентноспособность, но и воспитывает в детях желание заниматься со взрослыми и сверстниками, учиться новому. Поэтому в наступающем учебном году мы готовы открыть для наших воспитанников студию обучения чтению, кружки изучения английского языка и обучения игре в шахматы, а также студию песочной терапии.
О том, как воспитывает детей атмосфера кадетского класса, поделилась с коллегами директор «десятой» школы Светлана Корягина:
- 100% укомплектованность класса, никто из учащихся не переходит в другие классы и школы;
- 100% дисциплинированность и отсутствие правонарушений среди несовершеннолетних;
- 100% охват насыщенной интересной и познавательной внеурочной деятельностью;
– повышение уровня воспитанности у кадетов. Согласно диагностическим данным по определению уровня воспитанности и личностного роста показатели по классу в сравнении с прошлым учебным годом увеличились на 27%;
– сплочение детского и детско-взрослого коллективов и многое другое.
Лицей № 1 с 2016 года вошел в Российское движение школьников. Все четыре направления РДШ органично вписались в воспитательную систему образовательной организации.
Большое внимание в лицее уделяется и популяризации здорового образа жизни. Огромную роль в этом играют спортивный клуб «Юный олимпиец», спартакиада лицея, акции «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Мы за здоровый образ жизни», «Зарядка с чемпионом». Активисты РДШ являются неоднократными победителями муниципальных спортивных состязаний, успешно выступают в республиканских ­фестивалях ГТО. Три года подряд учащиеся лицея становились победителями республиканского этапа Всероссийского конкурса «Сила РДШ». Лицеисты успешно выступают и в конкурсах, проводимых в рамках Российского движения школьников: фестиваль «Детство без границ», Региональный веб-квест «Открывая двери в Коми Вселенную», «Здоровое движение», Зимний фестиваль РДШ. В республиканском этапе конкурса «Лучшая команда РДШ!» в прошлом году учащиеся лицея стали призерами, а куратор команды Зинаида Лопатченко получила диплом как лучший педагог РДШ. Идея гражданско-патриотического воспитания в лицее имеет четко обозначенную линию: родной лицей – родной город – родная республика – родная страна.
Участие лицеистов в работе органов ученического самоуправления, в клубах, кружках по интересам, встречи с ветеранами войны и труда, с сотрудниками правоохранительных органов, представителями исполнительной и законодательной власти являются основой воспитания личности, осознающей свои права и обязанности перед собой, обществом и Родиной.
Военно-патриотическое направление РДШ «Юнармия» реализуется через работу клуба «Рубикон», которым руководит Эдуард Казаков. Участие в военно-спортивной игре «Орленок», в военно-полевых сборах, совместные акции с Советом ветеранов и волонтерами Победы: «День Победы», «Навести ветерана», «Письмо Победы», торжественный прием в члены «Юнармии». Особым успехом среди лицеистов пользуются интеллектуально-патриотические игры «И помнит мир спасенный», «На привале», «Богатырские забавы», конкурс чтецов «Строки, опаленные войной».
Информационно-медийное направление РДШ объединило ребят, которые увлечены созданием информационного контента: пишут статьи, фотографируют, снимают видеоролики, освещают всю лицейскую жизнь. Создана страничка лицея ВКонтакте. Новости вбрасываются на республиканскую страницу, а самые интересные попадают на региональный и федеральный уровень.
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто являются стимулом рождения нового в работе образовательного учреждения, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе образовательной организации стабильность, основательность, современность и гармонично вписаться в новую программу воспитания.
– Мы идем правильным путем. Не стоим на месте, готовы к новым свершениям, новым победам, новым достижениям! И точно так же, как мы вспоминаем свои пионерские годы и комсомольскую юность, наши дети должны оставить в своих сердцах яркую, наполненную событиями, насыщенную школьную жизнь. Это во многом зависит от нас с вами, уважаемые коллеги! – обратилась в зал директор лицея № 1 Жанна Ризельян.
Кредо педагога дополнительного образования – видеть в каждом своем воспитаннике одаренную творческую личность, потому что нет детей неодаренных. Ребенок сам еще не определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих направлений. Реализацию своего потенциала он начинает с подачи педагога дополнительного образования, главным принципом которого является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. А как это происходит на практике, какими методами, через какие формы работы с детьми и каковы результаты совместного труда педагогов дополнительного образования гимназии № 2 рассказала Евгения Березовская.
Муниципальное совещание завершилось. начался новый учебный год, который поставит перед педагогами, детьми и родителями традиционные и новые задачи. Пусть для каждого он будет успешным и интересным! В добрый путь, учителя и ученики! В добрый путь, образование!

149