«Второй шанс»: как власти помогают вернуть родительские права
БНК 30.09.2025 18+
Какие основания для лишения и ограничения прав и где можно получить поддержку для их возвращения, рассказали в общественной приемной главы Коми в Сыктывкаре 30 сентября.
Как указала начальник отдела по защите прав несовершеннолетних и недееспособных граждан управления опеки и попечительства администрации Сыктывкара Светлана Вторыгина, каждый ребенок имеет право воспитываться в кровной семье. Причем он может общаться не только с родителями, но и с другими родственниками. Исключением является взаимодействие, противоречащее интересам ребенка.
Если законные представители не выполняют своих обязанностей, то их могут ограничить или даже лишить родительских прав. Отделение оказания соцуслуг и соцсопровождения семей с детьми «Отсог» центра соцпомощи семье и детям Сыктывкара в 2025-м получило информацию о 80 такого рода гражданах. Об этом заявила заведующая отделением Ольга Коклева, опираясь на поступившие им последние августовские данные. Самые частые основания таких запретов: алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми вплоть до истязания.
— Лишение и ограничение прав не происходит мгновенно. Часто это значит, что семья очень долго стоит на контроле органов системы профилактики, что родители отвергают все рекомендации и предложения по исправлению ситуации. Лишение и ограничение — это уже крайняя мера, — объяснила Светлана Вторыгина.
Помочь вернуть права должна технология «Второй шанс». Она направлена на реабилитацию родителей и снятие ограничений. Поспособствовать этому как раз готово отделение «Отсог». Получить поддержку там можно на заявительной основе, то есть у родителя должно быть желание исправить положение. При этом Ольга Коклева упомянула, что у около половины в итоге не получается изменить образ жизни.
— Большая часть родителей на энтузиазме в начале хочет что-то исправить, делает шаги, но на середине пути останавливается. Многие ведь привыкают к своей жизни, кто долго лишен прав. Им легче как-то, ответственности нет, и расслабление приводит к тому, что он перестает с нами сотрудничать, — указала Ольга Коклева. — Но если у него появится желание, то может снова к нам обратиться.
Сама реабилитация занимает не менее года. Во-первых, человек может проконсультироваться с юристом, который укажет правильную очередность действий и в конце поможет подготовить документы в суд. Кроме того, проводится диагностика, какие существуют нарушения в детско-родительских отношениях, есть ли склонность к зависимостям.
Психолог отделения Ирина Козлова рассказала про психологический блок, включающий лекции, тренинги, мастер-классы, групповые встречи, направленные на повышение родительских компетенций.
— Мы не пытаемся навязать свою точку зрения, а всего лишь помогаем. Каждое занятие учим анализировать трудное поведение детей, рассказываем про возрастные особенности, показываем, как общаться и создать безопасную среду вокруг ребенка, — объяснила Ирина Козлова.
Если у человека есть алкоголизм или наркомания, то его направляют в специализирующиеся на лечении зависимости организации, например, в общество анонимных алкоголиков, наркологический диспансер.
— Это работа. Если человек готов трудиться, будет успех, — резюмировала Светлана Вторыгина.
При этом, упомянула Ольга Коклева, после возвращения прав родителям семью никто не бросает. Она остаются на контроле учреждений профилактики минимум в течение года.
