Ирина Кравчук: «Каждый учебный год как с чистого листа»
27.10.2025
Фортепиано в семье Ирины купили, когда той было всего четыре года. Оно предназначалось больше не для нее, а для родителей, которые уже умели играть на других музыкальных инструментах, любили петь, но не стремились непременно дать дочери музыкальное образование. В музыкальную школу поселка Северного, где жила семья Ирины, попасть было непросто, но Наташа, восьмилетняя подружка Ирины, которая уже училась в музыкальной школе в поселке Юр-Шор, знала верный путь в мир музыки. Однажды ранним утром втайне от родителей девочки отправились в музыкальную школу, где училась Наташа. Школа располагалась в одной части барака, а в другой жили преподаватели. Было семь утра, когда Наташа заявила своей только что проснувшейся учительнице Эльвире Алексеевне Ткачук, что она привезла ей ученицу…
Надо заметить, что Ирина училась музыке с удовольствием, но подумывала стать если не хирургом, то хотя бы математиком или учителем английского языка. С аттестатом, в котором была половина пятерок, можно было бы… Выбор сделала ее мама: полистала справочник учебных заведений и предложила Ирине поступить в Сыктывкарское педагогическое училище №2 на специальность «Музыкальный руководитель». Успешно сдав экзамены, девушка даже не сразу поняла, что ей предстоит работать учителем музыки в школе, что ей совсем не казалось радужной перспективой.
После разнообразных перипетий, связанных с обязательным в то время распределением после окончания училища, Ирина, в конце концов, пришла работать в родной детский сад в поселке Северном. Многие ее воспитанники участвовали в конкурсе «Воркутинские звездочки», учились в музыкальной школе, стали артистами, в будущем самостоятельно осваивали игру на разных музыкальных инструментах, а одна из воспитанниц – Ольга Обоскалова (Беляевская) – стала директором городской музыкальной школы.
Сегодня стаж работы Ирины Николаевны – 46 лет. Она поделилась некоторыми «секретами» своей работы.
– Ирина Николаевна, одно дело заниматься одаренными детьми, которых специально отбирают, например, в музыкальные школы, но вам-то приходится учить всех дошколят…
– Нет детей без музыкального слуха, его можно развить. Если ребенок не поет или он не ритмичный, то просто с ним не занимались. Не у всех детей широкий вокальный диапазон, но в «серединке» многие поют чистенько. Я всегда говорю родителям на пятиминутках, что мы не готовим артистов. Для нас важно общее развитие ребенка, чтобы он стал жизнерадостным, жизнестойким, коммуникабельным, оптимистичным, чтобы он понимал, что справится со всеми трудностями на его пути. Музыка может в этом помочь, потому что она часто имеет более прямой путь к душе человека, чем слово. Мы ведь не просто поем, а буквально рассказываем саму песню, объясняем смысл некоторых слов, чтобы дети пели осмысленно, могли «вжиться» в песню и просто захотели петь.
– Все педагоги дополнительного образования хотели бы взращивать будущих «звезд». Вы тоже?
– Я об этом вообще никогда не думаю, но уже в трехлетках вижу выпускников подготовительной группы. Стараюсь с ними познакомиться, пообщаться, чтобы они меня знали, доверяли и в дальнейшем захотели бы участвовать в наших музыкальных номерах. Если же ребенок действительно творчески одарен, я говорю об этом воспитателям, родителям. В моей практике был случай, когда мама с грудничком на руках возила старшую дочь в город, чтобы развивать ее танцевальные способности. Сегодня девочке пятнадцать лет, она окончила музыкальную школу, танцует. Меня пригласили на выпускной концерт в музыкальной школе, где она выступала. Со многими родителями и детьми, которые участвовали под моим началом в «Воркутинских звездочках» и уже давно живут в других городах, мы поддерживаем отношения в социальных сетях, они рассказывают, как складывается их творческая жизнь. Через много лет меня узнают и с радостью бросаются на шею даже те мои воспитанники, которые, можно сказать, были «около музыки».
– Всю жизнь в поселке Северном и больше сорока лет работы в детском саду… А как же пресловутая карьера?
– По-видимому, это не моя стихия. Правда, еще в советское время одна предпринимательская идея в шутку звучала из уст заведующей нашим детским садом. Вместе со мной в нашем небольшом двухэтажном доме жила заведующая поселковым клубом, воспитатель детского сада и заведующая детским садом, которая как-то обронила, что нам давно пора открыть свой детский сад, мол, у нас для этого все есть. Я сама ребенком ходила в детский сад №64 «Голубичка», куда потом и пришла работать. В детстве я долго не могла в него попасть, потому что в поселке было очень много детей (в школе было пять параллелей, учились в три смены), и, когда это удалось, очень любила там находиться. Однажды даже упросила маму оставить меня в ночной группе, хотя наш дом был буквально через дорогу. Что касается образовательного роста, то был момент, когда опять же моя подруга Наташа (любитель прогресса) подбила меня поехать поступать в Горьковский институт учиться на методиста. Мы остановились у бывшей одноклассницы, пошли в институт переписать расписание консультаций и экзаменов. И случилось так, что во время этого процесса Наташа меня отвлекала, комментируя афиши разных артистов, которые в это время давали там свои концерты. Оно понятно – мы из глубинки, а здесь во всех смыслах центр цивилизации, но в результате я переписала расписание не своей группы, и на экзамен мы не попали. Сейчас думаю, что тогда все произошло правильно!
– Ирина Николаевна, что у вас в ближайшей перспективе на работе и в жизни?
– У меня каждый новый учебный год как с чистого листа. В сентябре просматриваю детей, проверяю музыкальность, эмоциональную отзывчивость и уже от этого дальше строю свою работу. Всегда все по-разному. Если говорить о жизненных планах, то сразу говорю, что наш город люблю! Понимаю, что когда-то будем уезжать, но пока стараюсь делать для жителей своего поселка Северного то, что в моих силах.


Ирина Кравчук: «Каждый учебный год как с чистого листа»