Субарктическая «Турандот»: материал известного критика Владимира Дудина о прошедшей премьере.
31.10.2025
В журнале «Музыкальная жизнь» вышел материал Владимира Дудина о прошедшей премьере оперы Дж. Пуччини «Турандот».
Владимир Дудин – известный музыкальный и оперный критик, музыковед. В разные годы был членом экспертного совета национальной театральной премии «Золотая Маска». Сотрудничает с разными изданиями, пишет рецензии, берет интервью у самых ярких творцов. Героями его интервью были Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Владимир Атлантов, Елена Образцова, Гидон Кремер, Евгений Кисин, Сергей Слонимский, Дмитрий Черняков, Теодор Курентзис и другие.
Фрагменты из статьи Владимира Дудина:
«…«Турандот» стремятся держать в репертуаре все, по крайней мере, театры-тысячники, каких бы усилий ни стоило им раздобыть первостатейных драматических сопрано и тенора. Но одно дело – захотеть поставить эту оперу в Метрополитен, Арене ди Верона или Мариинском театре с их многомиллионными бюджетами, другое – в театре города Сыктывкара с населением в 219 тысяч человек, в театре, расположенном на Коммунистической улице. Вот где требуется интуиция и неодолимое желание Калафа, чтобы заполучить принцессу со всем ее двором и тремя министрами.
…
А для этой оперы нужны не только голосистые сопрано и тенор с тембрами победителей, но еще и эрудированный оркестр, а вместе с ним и толковый маэстро, способный извлекать из него краски и творить симфоническую драматургию с ее взлетами и падениями, не говоря уже о режиссере, зрящем в корень партитуры. Таким дирижером оказался Константин Хватынец, а режиссером – Николай Покотыло, которые впервые столкнулись с этой оперой.
…
Дирижер Константин Хватынец строил симфоническую драматургию на полюсах резкой, местами кукольной механистичности сверкающих кинжалов и мечей и робкого, словно загнанного, затравленного лиризма, и надо было слышать, как чутко оркестр воплощал его звуковую концепцию, то превращаясь в кривляющегося лицедея, то упиваясь тишиной ночи, глубоко выдыхающей после кровопролитий дня, то становясь велеречивым свидетелем победы обжигающего света над холодной тьмой».
				

Субарктическая «Турандот»: материал известного критика Владимира Дудина о прошедшей премьере.